Особенности использования шаровых кранов из ППР
Трубопроводы из полипропилена получили широкое распространение в сфере водоснабжения и отопительных коммуникаций. Трубы из данного материала отличаются хорошими эксплуатационными характеристиками – низкой стоимостью, долговечностью и простотой монтажа.
Шаровой кран из ППР
В данной статье рассмотрены краны из ППР, которыми комплектуются полипропиленовые трубопроводы. Вы узнаете, какими конструктивными особенностями и техническими характеристиками они обладают, как выбрать и своими руками установить шаровой кран.
Конструкция шарового крана из ППР
Шаровой полипропиленовый кран является запорной арматурой, используемой в системах водоснабжения и отопления. Он применяется для полного перекрытия циркулирующего потока – эксплуатировать такие краны в качестве регулирующей арматуры нельзя, поскольку из-за конструктивных особенностей в таком режиме использования они быстро выходят из строя из-за образования каверн.
Каверна является механическим повреждением боковой части корпуса крана, стенки которой имеют малую толщину, не способную выдержать воздействие механических частиц содержащихся в потоке транспортируемой воды.
Повреждения корпуса шарового крана
В отличие от латунных аналогов, в ППР кранах нет внутренних уплотнительных элементов на штоке – уплотнитель расположен за пределами сечения пропускного отверстия, он представлен пластичным синтетическим каучуком, которым заполняется полость конструкции в ее седальной части.
Шаровой запорный элемент имеет два ограничителя в виде полимерных колец, которые фиксируют положение узла. Качественные краны изготавливаются методом литья – они имеют монолитную конструкцию и, как следствие, высокую механическую прочность.
Для изготовления запорного шара используется латунь марки CW617N (у зарубежных производителей) либо отечественный аналог – латунь ЛС59-2. Для приданию узлу большей устойчивости к коррозии шар может покрываться слоем гальванизированного хрома.
Пропускное отверстие, размещенное на параллельных стенках запорного шара, имеет круглую форму. В открытом положении отверстие расположено по направлению оси трубопровода, тогда как при перекрытии потока запорный шар рычагом проворачивается так, чтобы пропускной патрубок перекрывался монолитными стенками шара.
Некоторые производители, с целью экономии металла, могут обтачивать шар в нижней части, формируя там дополнительное проточное отверстие – «отстойник”. Запорные узлы такой конструкции доставляют немало проблем в эксплуатации, поскольку в отстойнике постоянно скапливается шлам и содержащиеся в воде механические частицы.
Разновидности проходного сечения в шаровом запорном элементе крана
Регулирующая рукоять арматуры может выполняться в двух конфигурациях – бабочка либо рычаг. На штоке она фиксируется посредством шестигранного соединения и отсекающей заклепки. Отметим, что пластиковый шаровой кран для полипропиленовых труб имеет необслуживаемую конструкцию – в случае потери арматурой герметичности либо ее поломок отремонтировать кран не получится, вам потребуется полностью его заменить.
Функциональное назначение и технические характеристики
Полипропиленовые шаровые краны производятся согласно международным стандартам DIN №16962 и ISO №15774, согласно положениям которых такие изделия нельзя использовать в системах газоснабжения. Они предназначены для комплектации водопроводов и систем отопления из пластиковых труб, температура теплоносителя в которых не превышает допустимый для ППР максимум (+90 градусов).
Помимо бытовой эксплуатации, такие краны могут использоваться в технологических трубопроводах следующих видов промышленности:
- химической (полипропилен, как материал, устойчив к большинству видов химически агрессивных веществ);
- пищевой,
- целлюлозно-бумажной;
- фармацевтической.
Шаровой кран в разрезе
Шаровые краны из ППР предназначены для труб малого диаметра, диапазон поставляемы на рынок размеров – от 23 до 63 мм (20, 25, 32, 40, 50, 63). Технические характеристики изделий следующие:
- температурный максимум +90 градусов (возможно кратковременное повышение температуры циркулирующей среды до +110);
- максимальное давление в системе – 20 Бар;
- скок эксплуатации: в системах холодного водоснабжения – 50 лет, в отопительных коммуникациях (радиаторные системы и теплый пол) – 25 лет.
Отметим, что при повышении температуры до +130 градусов происходит повышение пластичности полипропилена, в результате которой арматура теряет свою герметичность.
Преимущества и недостатки, сравнение с латунными аналогами
На водопроводные и отопительные системы из полипропиленовых труб, помимо пластиковых кранов также могут устанавливаться латунные изделия. Металлические аналоги отличаются более высоким температурным максимумом – до +150 градусов и рабочим давлением – до 40 Бар.
Латунные краны выигрывают в плане ремонтопригодности – они являются обслуживаемыми конструкциями, которые при потери герметичности можно разобрать и починить, заменив сальники либо уплотнительные элементы. Однако стоимость латунных кранов в 2-3 раза выше, чем у изделий из ППР. Для примера – латунный кран от лидирующей на рынке компании Валтек для труб диаметром 20 мм обойдется вам в 350 рублей, полипропиленовый – 170 рублей.
Шаровой кран из полипропилена
Полипропиленовая арматура имеет следующие эксплуатационные преимущества:
- Полная устойчивость к коррозии и химически агрессивным веществам. Внутри корпуса крана в процессе использования не появляется налет и сторонние образование, ухудшающие его пропускную способность.
- Простота монтажа и отсутствие необходимости приобретения дополнительных переходников и адаптеров.
- Герметичность, надежность и долговечность при соблюдении рекомендованного режима эксплуатации.
- Компактный размер и минимальный вес.
- Эстетичный внешний вид – кран визуально не выделяется на фоне трубопровода.
Недостатки изделий уже были озвучены, к ним относится – невозможность использование в качестве регулирующей арматуры, ограничение температурного режима и отсутствие ремонтопригодности.
Полипропиленовый кран – особенности использования (видео)
Технология монтажа полипропиленовых кранов
Все краны из полипропилена устанавливаются на пластиковые трубопроводы посредством раструбной сварки. Также существуют переходные изделия для стыковки полимерных и металлических труб, один патрубок которых имеет резьбовое соединение, второй – раструбное.
Для проведения работ вам потребуются следующие инструменты:
- ножницы для обрезки пластиковых труб;
- фаскосниматель;
- калибратор;
- паяльник.
Используемый паяльник должен комплектоваться нагревательными насадками, соответствующими диаметром размеру ППР крана и трубы. На рынке широко представлены изделия для бытовой эксплуатации с насадками 16, 20, 25, 32 и 40 мм, стоимость которых варьируется в пределах 2-10 тыс. рублей.
Пайка полипропиленовых изделий
Установка крана выполняется по следующей технологии:
- Паяльник включается в сеть и нагревается до рабочей температура, которая для полипропилена составляет 240-260 градусов.
- Пока нагревается паяльник выполняется подготовка стыкующихся труб – изделие обрезается ножницами, с помощью калибратора устраняется возникшая при обрезке овальность, фаскоснимателем удаляются присутствующие на срезе заусеницы.
- Патрубок крана и труба надеваются на насадки паяльника. Время нагрева зависит от диаметра изделий: для 15 мм – 5 сек, 20 и 25 мм – 7 сек, 32 мм – 8 сек, 40 мм – 12 сек.
- По истечению заданного времени кран и труба снимаются с паяльника и стыкуются между собой. Труба вводится в раструб крана до упора и в таком положении неподвижно фиксируется до наступления отвердевания пластика (2-4 минуты).
Аналогичным образом с трубопроводом соединяется противоположный патрубок крана. Учитывайте, что охлаждать спаянный стык в холодной воде нельзя – он должен остыть при комнатной температуре.
При проведении сварочных работ чаще всего допускаются следующие ошибки:
- контактирующие поверхности труб и крана не очищаются от загрязнений, что приводит к ухудшению качества соединения;
- неправильное позиционирование соединяемых элементов – после стыковки расплавленных конструкций у вас есть лишь несколько секунд, чтобы правильно разместить их по отношению друг к другу, прежде чем полипропилен начнет затвердевать;
- оплывы, которые образует выдавленный из стыка расплавленный пластик необходимо удалять после отвердевания соединения, делая это сразу же после стыковки вы можете деформировать конструкцию;
- трубу необходимо вдавливать в торец фитинга до упора, в противном случае между упорным торцом внутри корпуса крана и срезом трубы образуется зазор, снижающий долговечность соединения;
- усилия, прикладываемые при вдавливании, должны быть умеренными – если приложить чрезмерно сильную нагрузку может образоваться внутренний оплыв, уменьшающий патрубок пропускного отверстия крана.
Характеристики кранов
Совокупность невысокой стоимости и отличных технических характеристик делают полипропилен одним из наиболее востребованных материалов для использования.
Преимущества:
- Низкая себестоимость, соответственно, в производстве гораздо дешевле аналогичной продукции из других материалов.
- Небольшой вес.
- Защита от коррозии.
- Срок службы около 50 лет.
- Эксплуатационный диапазон начинается с -10 °C и заканчивает на 95 °C.
- Отсутствие электропроводности.
- Экологически чистый материал, безвредный для людей и окружающей среды.
Недостатков у полипропиленовых изделий немного, но они присутствуют:
- Материал относится к легковоспламеняющимся. Соответственно, нельзя использовать вблизи открытого огня, например, около кухонной плиты.
- Применение при температуре ниже -10 °C не рекомендовано, в редких случаях материал выдерживает до -20 °C. При низких температурах полипропилен становится хрупок и неустойчив к механическим воздействиям.
- При температуре свыше 95 °C ПП изделия быстро изнашиваются.
Сфера применения
Полипропиленовые краны используются во всех сферах, где недостатки материала не проявляются:
- водоснабжение;
- отопление;
- сантехника;
- канализация;
- технические трубопроводы;
- системы пищевой промышленности;
- аграрные конструкции.
Практически во всех областях, где присутствуют трубные магистрали, встречаются конструкции из полипропилена.
Кран или вентиль
Шаровой ПП кран — удобная разновидность запорной арматуры, но отсутствие регулировки потока в некоторых ситуациях — серьезный недостаток.
Вентили, в отличие от шарового крана сделаны с применением регулирующего конуса. Конструкция устроена таким образом, что вентиль является не только запорной арматурой, но и регулирующей.
В конструкциях, где требуется регулировать поток рабочей среды, предпочтение стоит отдать вентилю.
Особенности выбора
В выборе рекомендуется основываться на качестве изделия:
- Отсутствие трещин, сколов, поверхность изделия ровная.
- Поворот штока должен сопровождаться усилием. В случае, если прокручивается свободно, значит, стоят плохие уплотнители.
- Рекомендуется приобретать краны от серийных производителей. Гораздо меньше шансов, что попадется некачественная продукция.
Не стоит приобретать на рынках в целях экономии. Стоимость качественного шарового крана не может быть ниже стандартных рыночных расценок.
Монтируем самостоятельно
Соблюдение рекомендаций позволит смонтировать надежный трубопровод с использованием полипропиленовых шаровых кранов любой сложности, который прослужит многие годы.
При монтаже стоит спланировать все соединения. От типа трубопровода и метода скрепки зависит конечный выбор изделия. Перед приобретением рекомендуется учесть несколько факторов:
- Резьба на трубах должна соответствовать резьбе на кране. Выбирайте изделие с нужным диаметром.
- Определиться с местом монтажа. Существуют краны с разнообразными поворотными рычагами. Это может быть рукоять, вентиль. Главное, чтобы повороту рычага ничего не препятствовало.
- На резьбу рекомендуется наносить ФУМ ленту, в противном случае, герметичность соединения обеспечена не будет. Кран должен накручиваться с усилием. Если движение крана свободное, то стоит добавить слой ленты. Уплотнитель закроет свободное пространство на стыках и система будет надежно герметизирована.
- В случае использования неразъемного метода монтажа потребуется сварной аппарат с рабочей температурой 260 °C и набор головок подходящего диаметра. Ставить температуру выше 260 °C не рекомендуется, иначе можно повредить внешние стенки крана и нарушить целостность конструкции.
- Трубы обрезаются специальными ножницами для полипропилена, для устранения неровностей после обрезки используется калибратор. Заусенцы удаляются фаскоснимателем. Использование данных инструментов позволит сделать скрепку надежнее.
- На случай ошибок при сварке стоит иметь несколько изделий про запас.
Монтажные работы:
- Подготовка разметки соединений. Перед сваркой на изделия стоит нанести отметки с направлением сварки и порядком соединения. В случае неразъемных соединений нет права на ошибку. В случае неправильной сварки изделие будет безвозвратно испорчено.
- Нагреть сварочный аппарат до 260 °C.
- Подготовить изделия для сварки. Обрезать, избавиться от неровностей и заусенцев. Если есть грязь на рабочей поверхности, ее требуется оттереть.
- Нагреть рабочую поверхность до оплавления. Передерживать не стоит, иначе можно повредить внешние стенки полипропиленового изделия.
- Трубу требуется вдавить в торец крана до упора и удерживать в нужном положении до затвердевания. Если трубу не вставить до упора, образуется зазор, который снижает долговечность соединения. Но нельзя давить слишком сильно, в противном случае может образовать внутренний оплыв, который уменьшит пропускную способность соединения.
- Соединение готово, если соблюден порядок действий, то скрепка будет надежной и герметичной.
- После полного монтажа трубопровода рекомендуется проверить систему на течи. Если стыки пропускают влагу, то требуется полная замена соединения.
Обратите внимание! Охлаждать стыки в холодной воде нельзя, из-за резкого перепада температуры в месте скрепки может нарушиться структура материала, что плохо скажется на герметичности соединения. Охлаждать нужно при комнатной температуре.
Если применять неподходящий инструмент либо некачественные изделия, то надежность системы обеспечить не получится.