Чем акустический кабель отличается от обычного

Чем акустический кабель отличается от обычного

При сборке акустической системы, практически у каждого возникает вопрос, какие кабеля следует использовать, чтобы приобретенные усилитель и акустика звучали наилучшим образом.

Вопрос выбора акустического кабеля много лет порождает огромное количество споров. Разброс цен невероятен – от обычных кабелей, продаваемых по копеечным ценам до кабелей класса Hi-End, стоимость которых может измеряться тысячами долларов за погонный метр.

Основные определения

Акустическим называют кабель, передающий сигнал из конечного усилителя непосредственно на акустическую систему, т.е. на динамик.

Акустический кабель

Задача акустического кабеля – передать сигнал от усилителя непосредственно к динамику предельно точно, без каких-либо искажений. В реальности, любой кабель оказывает влияние на передаваемый через него сигнал, и чем меньшее влияние он оказывает, тем изделие лучше. Также, для исключения искажений, акустический кабель должен защищать сигнал от шумов и помех, возникающих извне.

Какие характеристики наиболее важны для высококачественной передачи сигнала?

С технической точки зрения кабель можно охарактеризовать тремя физическими величинами:

  • Сопротивление.
  • Индуктивность.
  • Емкость.

Материал и сопротивление. Сопротивление, пожалуй, самый важный параметр для передачи аудио сигнала. 99% акустических кабелей делают из меди, т.к. у этого металла самое маленькое удельное сопротивление – 0,0175 мкОм*м. Меньше только у серебра — 0,016 мкОм*м, однако стоимость акустического кабеля из этого металла в разы превышает стоимость медного.
Существует понятие бескислородной меди. Это чистая медь, изготовленная особым способом – процент содержания примесей в такой меди значительно меньше, чем в обычной, и показатель проводимости лучше – для лучшей марки М00 удельное сопротивление составляет 0,01707 мкОм*м. Именно такую медь применяют при производстве высококачественных акустических кабелей.

Скин-эффект, называемый также поверхностным эффектом, о котором очень много сказано, влияет на уровень сопротивления в кабеле. Обусловлен этот эффект тем, что ток при прохождении через проводник распределяется неоднородно, плотность тока у поверхности проводника больше, чем в его центре. Наиболее актуально влияние скин-эффекта для высоких частот, где плотность тока в центре проводника чрезвычайно мала, он весь распределяется по поверхностному слою, и как следствие – площадь используемого сечения уменьшается, а сопротивление возрастает. Однако, в конечном итоге, влияние поверхностного эффекта на качество звука для рядового пользователя вряд ли будет заметно.

Существуют кабеля с комбинированным применением нескольких металлов. Например, омедненный алюминий – когда алюминий покрыт слоем меди, или медный проводник покрыт серебром. Лучше такие кабеля, или нет – вопрос спорный, в большинстве случаев это лишь стремление производителя увеличить собственную прибыль, а не улучшить качество.

Длина кабеля. Правило, которое знакомо практически всем – чем меньше длина кабеля, тем лучше. При увеличении длины сопротивление кабеля растет, также увеличиваются шансы появления помех и шумов.

В случае, когда необходима большая длина кабеля, или если рядом находится большое количество источников наводок и помех, кабель экранируется – к диэлектрической оплетке добавляются слои оплеток из металла, которые уменьшают действие внешних факторов. Зачастую это критично для аудиосистем в автомобилях, а также для применения в звуковых студиях, где длина проводников может составлять 100 метров. В бытовых условиях в большинстве случаев достаточно и неэкранированного акустического кабеля.

Сечение кабеля и количество жил. Акустический кабель изготавливается, в основном, с сечением в диапазоне 2,5-4 кв. мм, не меньше. Это оптимальное сечение для передачи аудио сигнала. Акустический кабель всегда изготовлен из многожильного проводника. В отличие от обычного электрического кабеля в акустическом кабеле толщина сечения жил меньше, а их количество больше.

Индуктивность и емкость. В каждом кабеле при проходе через него электрического сигнала создается магнитное поле. При большом количестве параллельных проводников магнитное поле может оказывать существенное влияние на протекающий сигнал. Для уменьшения этого влияния проводники свивают между собой определенным образом. Также, для уменьшения влияния магнитного поля каждого проводника их экранируют нанесением слоя специального лака на каждую жилу.

Разъемы. Чаще всего источником плохого качества могут выступать разъемы акустического кабеля. Особенно это относится к продуктам китайской промышленности, в которых проводник внутри разъема не припаивается к клемме, а зажимается. Со временем поверхность проводника и клеммы окисляются, и в звуковом потоке появляется треск.

QED XT25: обжим и цена

Если посмотреть на конструкцию младшего кабеля ED XT25, то на деле она оказывается не настолько простой, какую ожидаешь от младшей модели. Внутри расположена полая трубка, вокруг которой навиты десять пучков проводников из бескислородной меди. Затем вся конструкция обмотана майларовой метализированной алюминием пленкой, вокруг которой уже идет внешний слой из полиэтилена низкой плотности. В целом все видится несколько сложнее, нежели просто пучок проводников в изоляции.

QED XT25

Основной «тип» продажи такого кабеля — на отрез, с катушек. Мне на тест привезли демовариант, уже разделанный несложными (младшими в каталоге) подпружиненными бескорпусными бананами QED Airloc Mini Banana Plug. Традиционно для QED предпочтительным вариантом разделки является обжим, что и реализовано во всем семействе разъемов Airloc. Обжим требует специального инструмента, а результат производитель приравнивает примерно к холодной сварке. На деле я видел как это работает — кабель в разъеме запрессовывается очень сильно. Разъемы удобные, система подпружинивания работает нормально — фиксация хорошая, но не требует излишнего усилия. Роль поканальной маркировки выполняет разноцветная термоусадка на разъемах, наглядность вполне достаточная, а направление можно определить по очень мелкой надписи на плюсовом проводнике.

Разъемы QED Airloc Mini Banana Plug

В целом получается неброский, аккуратный кабель, достаточно пружинистый и не очень мягкий. В одних случаях при прокладке такой будет удобен. В других, например, там, где нужен угловой изгиб — не очень, но в целом все выглядит пристойно. Тем более учитывая цену. Сами цены я проверял уже тогда, когда тест был написан, оставалось добавить паспортные характеристики и цифры, и тут получилось неожиданно — я предполагал увидеть цифры побольше.

Никакой эзотерики

Кстати, еще стоит сказать, что QED много пишет о том, как их инженеры понимают влияние кабелей, почему выбирают определенные конструкции. И во всем этом лично я никакой сумасшедшей эзотерики не вижу, вполне приличный технический подход. Впрочем, эзотерика тоже иногда играет, но это уже другая история, не про QED.

Методологически тест я выстроил достаточно просто — одна хорошо знакомая система с приличной (и тоже знакомой) кабельной обвязкой и несколько попеременных прослушиваний QED «под протокол». А на случай возникновения потребности еще что-нибудь с чем-нибудь сравнить — некоторый запас самых разных кабелей у меня всегда найдется.

Разъемы QED Supremus Airloc

В качестве некоторого обобщения скажу, процесс приработки, что у XT25, что у Supremus ничем выдающимся не отличается. Звук немного поплавал туда-сюда, немного раскрылся. Но не было такого, что там первые 200 часов слушать невозможно. Из того, что было в начале, но ушло в процессе, отмечу резкость и легкую синтетичность.

Приподнятость QED XT25

Сначала расскажу о том, как показала себя младшая модель. Звук чуть светлый, со слегка приподнятой средневерхней частью диапазона. Впрочем, без подчеркнутой резкости. Подача чистая, рельефная, аккуратная. Вроде бы и приподнятость-радостность есть, но вместе с тем присутствует и аккуратность. Бас умеренной глубины, чуть форсированный, но не раздутый. Вообще, по нижнему диапазону есть некое чувство основы, как будто какая-то подведенная черта. Проработка баса в нюансах слегка поверхностная, возможно, чуть формальная, но без каши и без ощущения запаздывания. Серединка относительно ровная, более прозрачная, чем можно было ожидать. Выше, как я уже говорил, ощущается некоторая приподнятость, однако совершенно не выходящая за рамки приличий — сделать именно резкий или назойливый звук у кабеля не получилось ни в каких условиях.

QED Supremus Airloc. На фото видно и внутреннее устройство, и то место, где кабель запрессован в разъеме

Детальность не запредельная, но уровень точно лучше ожидаемого. Выражается это примерно так: до определенного предела все хорошо слышно, а потом (по малозаметным нюансам, деталям и полутонам) обнаруживается как будто достаточно резкий спад. Динамика очень неплоха, лучше ожидаемого. Заметить некоторую потерю стройности и растерянность звука можно только на сложных симфонических записях, да и то не в такой мере, чтобы это было сверхкритично.

В целом звук как будто старается быть правильным, честным, аккуратным, но не зажатым, а скорее открытым. В нем можно найти, вероятно, светлый характер, но не кричащий, а скорее спокойный матово-округлый.

Сцена получилась с неплохой глубиной, но менее широкой, чем в случае с контрольной кабельной обвязкой. Воздух присутствует, но его не очень много, хотя эшелонизация образов сцены нормальная, только прорисовка контуров не очень отчетливая.

QED Supremus

В целом у XT25 все получилось очень неплохо. Я взял кое-какие кабели, случайно оказавшиеся под рукой, для сравнения — так вот у них в подобных условиях результат хуже. Больше перекошен диапазон, теплота лезет какая-то неуместная, каша в звуке проявляется на музыке попроще. Поэтому для своего ценника «почти бесплатно» XT25 очень прилично себя показал. И это с учетом того, что отработал он в системе намного более высокого уровня, чем те, в составе которых кабель может оказаться в реальных условиях.

Выводы

Основная задача акустического кабеля – передать сигнал из усилителя в динамик без искажений. И особенности, отличающие акустический кабель от обычного есть. Для использования кабеля в качестве акустического он должен отвечать ряду физических характеристик. Предназначение диктует свои условия — нужен не просто качественный проводник, он должен быть определенного сечения, не менее 2,5-4 кв. мм, проводник должен быть многожильным, жилы должны быть свиты между собой определенным образом.

В отличие от обычного кабеля сечение жил акустического кабеля меньше, а их количество больше. В случае наличия на пути кабеля помех и шумов, может потребоваться его экранирование. Для акустической системы автомобиля или звукозаписывающей студии это едва ли не самый критичный момент.

Для кабеля, применяемого для передачи звукового сигнала критичной является длина, и если она велика, то качественные характеристики кабеля обретают более выраженный характер.

Применение высоких технологий в производстве акустических кабелей направлено на сохранение качества сигнала и уменьшение искажений и, безусловно, эти технологии уменьшают количество искажений. Однако, если акустический кабель по стоимости превышает обычный в десять раз, это не означает, что качество звучания будет в десять раз лучше. Следует помнить — высокая стоимость не всегда гарантирует высокое качество.

Разница в звучании с применением высокотехнологичных улучшений несоизмерима с разницей в цене кабеля. Для аудиосистемы базового уровня акустический кабель с ценой чуть выше средней заметно улучшит звучание по сравнению с низкокачественным китайским. Кабель же стоимостью свыше 150 долларов предназначен для энтузиастов, которые уже обзавелись усилителем и аудиосистемой соответствующего уровня.

Применение обычного кабеля в качестве акустического, не обладающего специфическими характеристиками вполне оправдано, если качество звучания не стоит как задача, а используемая аппаратура невысокого качества.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *