Мотоблок Луч МБ 1

Мотоблок Луч МБ 1

часть вторая здесь — диагностика неисправностей и ремонт двигателя мотоблока типа МБ

Если вы только что приобрели или уже давно являетесь владельцем мотоблока типа МБ («Нева», «Ока», «Каскад»), то эта статья именно для вас.

В ней я расскажу детальную работу агрегатов, их схематическое устройство, сможете самостоятельно провести диагностику неисправности и ремонт мотоблока. А также подобрать запчасти на мотоблок.

Это первая часть в которой я покажу схемы устройства мотоблока, составные части и устройство двигателя, а также рекомендации по моторным маслам и топливу.

Устройство мотоблока

Внешний вид мотоблока МБ-2 «Нева» приведен на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Мотоблок МБ-2 «Нева» (вид справа)

1 – угольник рамы; 2 – кронштейн; 3 – ограничитель; 4 – кронштейн; 5 – рычаг разобщения полуосей колес; 6 – рычаг сцепления; 7 – руль; 8 – рычаг переключения передачи; 9 – редуктор; 10 – воздушный фильтр; 11 – двигатель; 12 – топливный бачок; 13 – стартер; 14 – штырь; 15 – колесо; 16 – крыло

Основными узлами мотоблока являются:

Двигатель 11 (рис. 1) со стартером 13, топливным баком 12 и воздушным фильтром 10;

— клиноременная передача (рис. 2), выполняющая функции трансмиссии сцепления, состоящая из шкива 2, сидящего на коленчатом валу, и клинового ремня3; натяжение ремня обеспечивается с помощью шкива 1 при нажатии рычага 6 (рис. 1) сцепления;

— шестеренчато-цепной редуктор 9 с рычагом 8 переключения передач;

— несущая рама, состоящая из двух угольников 1 и имеющая спереди штырь 14, а сзади кронштейн 2 для крепления навесных и прицепных орудий и агрегатов%

— рулевое управление 7 с размещенными на руле рычагами 5 и 6 и элементами управления режимом работы двигателя мотоблока.

Рис. 2. Мотоблок МБ-2 «Нева» (вид слева со снятым защитным щитком):

1 – шкив натяжного устройства; 2 – шкив вала двигателя; 3 – ремень клиноременной передачи; 4 – кожух; 5 – шкив редуктора

Мотоблоки типа МБ-1 отличаются от мотоблоков МБ-2 использованием цепного редуктора, обеспечивающего включение только двух передач переднего хода, в связи с имеют иную конструкцию трансмиссии (рис. 3). Мотоблоки МБ-1 и МБ-1Д отличаются также конструкцией рулевого управления.

Рис. 3. Мотоблок МБ-1 (вид слева со снятым защитным кожухом):

1 – редуктор; 2 – дуга; 3 – ведущий шкив; 4 – шкив заднего хода; 5 – рычаг; 6 – шкив переднего хода; 7 – ремень переднего хода; 8 – ремень заднего хода; 9 – планка регулировки высоты руля; 10 – рычаг переднего хода; 11 – рычаг заднего хода; 12 – шкив редуктора

Составные части и устройство двигателя

Объемное изображение запасных частей мотоблока с двигателем ДМ-1Д представлено на рис. 4. Двигатель включает в себя следующие основные узлы и системы:

  • Блок цилиндра 1;
  • Механизм газораспределения 2;
  • Кривошипно-шатунный механизм 3;
  • Систему питания топливом 4;
  • Систему зажигания 5;
  • Пусковое устройство 6;
  • Систему охлаждения 7.

Рис. 4а. Составные части двигателя, вид слева.

Рис. 4б. составные части двигателя, вид справа.

Двигатель в сборе с изображением поперечного и продольного разрезов показан на рис. 5, 6 и 7.

Рис. 5. Двигатель ДМ-1Д (поперечный разрез):

Рис. 6. Двигатель ДМ-1Д (продольный разрез по оси коленчатого вала):

Рис. 7. Двигатель ДМ-1Д (продольный разрез по оси распределительного вала)

Блок цилиндра

Блок цилиндра (рис. 8) является основой, в которой и на которой монтируются остальные запчасти, узлы и системы двигателя мотоблока.

Рис. 8. Блок цилиндра:

Кривошипно-шатунный механизм

Детальное устройство кривошипно-шатунного механизма, преобразующего возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленвала, приведенного на рис. 9.

Рис. 9. Устройство кривошипно-шатунного механизма:

Механизм газораспределения

Механизм газораспределения (рис. 10) обеспечивает своевременное поступление в цилиндр двигателя топливно-воздушной смеси и выпуск отработавших газов.

Распредвал 8 с кулачками 10 и 11 приводится во вращение через постоянно сцепленную зубчатую передачу от коленвала.

Необходимая фаза газораспределения (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск) обеспечивается при совмещении установочных меток (рис. 9) на шестернях распределительного и коленчатого валов, выполняемом при сборке двигателя.

Рис. 10. Механизм газораспределения:

Для уменьшения степени сжатия в цилиндре и усиления поворота коленчатого вала при запуске двигателя распределительный вал снабжен декомпрессором (рис. 11) — одной из важнейших запчастей для мотоблоков.

Рис. 11. Устройство декомпрессора

1 — груз; 2 — ось; 3 — толкатель; 4 — пружина; 5 — палец; 6 — вал распределительный

Декомпрессор включает в себя подпружиненный груз 1, закрепленный на оси 2 и ограничивающий ход толкателя 3 при низком числе оборотов распределительного вала 6. При этом хвостовая часть толкателя 3 выступает над рабочей поверхностью кулачка выпускного клапана, не позволяя клапану плотно садиться на седло блока цилиндра.

После запуска двигателя и повышения числа оборотов распределительного вала груз 1 под воздействием центробежных сил поворачивается, открывая канал в теле шестерня для смещения толкателя, хвостовая часть которого утапливается.

Для выпуска отработавших газов двигатель снабжен глушителем (рис. 12), вворачиваемым в блок и контрящемся гайкой 2.

Рис. 12. Глушитель (1) с контрагайкой (2)

Система питания топливом

Система питания топливом предназначена для приготовления топливно-воздушной смеси, регулирования качества ее состава и подаваемого количества. Основные запчасти мотоблока, входящие в эту систему и их устройство показаны на рис. 13.

Рис. 13. Узлы системы питания топливом:

В системах питания топливом с 1997г. на часть мотоблоков МБ-2 «Нева” устанавливаются карбюраторы типа К-45, что позволяет увеличить мощность двигателя ДМ-1Д (новое наименование модели — ДМ-1К) до 6,2л.с.

Внешний вид карбюратора К-45 показан на рис. 14.

Рис. 14. Карбюратор К-45:

1 — воздушный патрубок; 2 — корпус; 3 — утолитель; 4 — жиклер холостого хода; 5 — винт упора дроссельной заслонки; 6 — рычаг дроссельной заслонки; 7 — фланец крепления карбюратора; 8 — винт корректировки состава топливной смеси холостого хода; 9 — топливоприемный штуцер с фильтром; 10 — поплавковая камера; 11 — рычаг привода дроссельной заслонки; 12 — пробка слива отстоя; 13 — винт воздушной заслонки с пружиной; 14 — рычаг воздушной заслонки.

количество топливно-воздушной смеси, поступающей в камеру сгорания двигателя, регулируется дроссельной заслонкой, в нижней части оси которой крепится рычаг 11 к которому присоединяется тяга регулятора. К верхней части оси приварен рычаг с винтом 5 упора дроссельной заслонки.

Управление воздушной заслонкой производится рычагом 14 в закрытом положении воздушная заслонка удерживается усилием пружины и при запуске двигателя приоткроется на определенный угол под действием перепада давления до и после заслонки.

Усилие пружины и угол приоткрытия заслонки подобраны с таким расчетом, чтобы избежать чрезмерного обогащения топливной смеси при запуске холодного двигателя.

Система питания топливом снабжена центробежным регулятором (рис. 15) для автоматического поддержания постоянства числа оборотов коленчатого вала при изменениях нагрузки.

Рис. 15. Элементы центробежного регулятора (а) и шестерня регулятора в разрезе (б):

Шестерня 1 с грузиками находится в постоянном зацеплении с шестерней распределительного вала. Грузики 14, имеющие Г-образную форму, закреплены на шестерне с помощью осей 16 так, что одним плечом упираются в толкатель 15, сопряженный с рычагом 2 тяги регулятора.

Кинематическая схема управления двигателем, иллюстрирующая работу центробежного регулятора, приведена на рис. 16.

При увеличении нагрузки на двигатель и уменьшении числа его оборотов уменьшаются центробежные силы, действующие на грузики 2 и сила воздействия грузиков 2 на толкатель 3. А это через систему рычагов 4 и 5 приведет к уменьшению растягивающего усилия пружины 8. Пружина 8, сжимая, через тягу 6, поворачивает дроссельную заслонку 7 карбюратора (на рис. 16 движения показаны стрелками) на увеличение расходов топлива. При этом число оборотов двигателя увеличивается практически до установленного ранее значения.

Рис. 16. Кинематическая схема управления двигателем:

При использовании в системах питания в мотоблоках МБ-2 карбюраторов К45 отдельные детали, входящие в систему запчастей для мотоблока, а именно: трубка 19 (рис. 13) клапанной коробки, рычаг 6 (рис. 15) регулятора, тяга 7, пружина 8, топливный бак 13 и элементы его крепления, конструктивно изменены. Кроме того доработана плата 9 карбюратор и вместо патрубка 3 (рис. 13) устанавливается переходной фланец.

Клапанная коробка 17 (рис. 13) обеспечивает снятие избыточного давления в картере при обратном ходе поршня, при этом сбрасываемый из картера воздух по трубке 19 подается в воздушный фильтр.

Система зажигания

Система зажигания обеспечивает своевременное искрообразование для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания двигателя.

В мотоблоках МБ-1 и в мотоблоках МБ-2 выпусков 01-04-96 г. установлена система зажигания с электронным магдино ЭМ-1, устройство и электрическая схема которого представлены на рис. 17, а и 17, б.

Рис. 17. Система зажигания с электронным магдино ЭМ-1

а- устройство; б — схема

При вращении коленвала с закрепленным на нем маховиком магнитный башмак 11 маховика периодически проходит под магнитным сердечником статора 2, создавая в нем магнитное поле, наводящее ЭДС в обмотке статора 3. Напряжение от статора через высоковольтный провод и помехоподавительное сопротивление 4 подводится к свече 5, между электродами которой возникает электрическая искра.

С 1-04-96 г. в мотоблоках МБ-2 «Нева” устанавливается схема зажигания двигателя с электронным магдино ЭМ-2, схема которого приведена на рис .18. Отличительной особенностью этой схемы по сравнению с предыдущей является то, что статор и преобразователь конструктивно объединены в один узел с потенциально более высокой надежностью за счет исключения внешних соединительных проводов между статором и преобразователем.

Рис. 18. Схема системы зажигания с электронным магдино ЭМ-2 (позиционные обозначения — см. рис. 17, а)

Пусковое устройство

Пусковое устройство служит для запуска двигателя мотоблока. Основные входящие в него узлы и запчасти мотоблока приведены на рис. 19 и 20.

Рис. 19. Храповой механизм пускового устройства:

Рис. 20. Стартер:

Храповой механизм (рис. 19) обеспечивает направленную передачу вращательного момента только от барабана ручного стартера к коленчатому валу двигателя при его заводе.

ВНИМАНИЕ! Корпус 3 муфты храповика навинчен на коленчатый вал, резьба — правая.

Барабан стартера 4 (рис. 20) и пружина 5 устанавливаются в корпусе вентилятора 8 и удерживаются в нем с помощью отгибаемых лапок.

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя — воздушная, принудительная. Функцию вентилятора выполняет маховик 1 (рис. 19), снабженный крыльчаткой.

Забор воздуха осуществляется через корпус 7 (рис. 20) вентилятора.

Далее воздушный поток расщепляется между оребренными для лучшего охлаждения поверхностями блока цилиндра и экраном 6 головки цилиндра (рис. 8), а также экранами, показанными на рис 21.

Рис. 21. Экраны системы охлаждения:

1 — отражатель; 2 — экран; 3 — шайба пружинная; 4 — винт М6*10

Расход топлива

Отзывы владельцев подтверждают, что Луч МБ 1 обладает высокой экономичностью, и при этом не требователен к качеству топлива. К тому же, примечателен тот факт, что официальные данные в целом сходятся с показаниями владельцев. Итак, Луч МБ 1 потребляет в среднем 1,5-2 литра в час. Это достаточно низкий результат, и в связи с этим разработчики решили ограничиться скромным топливным баком на 3,6 литра.

Рассматриваемый силовой агрегат оборудован системой принудительного воздушного охлаждения, интегрированным стартером ручного типа. Система смазки карбюраторного мотора осуществляется путем разбрызгивания.

Видео

Особенности применяемых двигателей

Двигатель ДМ-1-01, устанавливаемый на мотоблоках МБ-1Д, отличается тем, что в нем использован карбюратор модели ДМ1.08.100 мембранного типа. Внешний вид карбюратора ДМ1.08.100 приведен на рис. 22.

Рис. 22. Внешний вид карбюратора ДМ1.08.100

Двигатели ДМ-1, устанавливаемые на мотоблоках «Каскад”, в зависимости от вариант их исполнения имеют конструктивные особенности. Одно из принципиальный отличий — использование принудительной смазки большой головки шатуна для повышения ресурса работы двигателя мотоблока.

Работа устройства принудительной смазки соединения шатунной шейки коленчатого вала с большой головкой шатуна иллюстрируется рис. 23.

Рис. 23. Устройство принудительной смазки:

1 — вал коленчатый; 2 — шатун; 3 — ниппель; 4 — канал подвода масла; 5 — шестерня коленчатого вала; 6 — щиток; 7 — заглушка

Масло попадает в зону щитка 6, посаженного на коленчатый вал. За счет центробежных сил примеси, имеющиеся в масле, оседают на внутренней цилиндрической поверхности щитка, а очищенное масло под давлением через канал 4 подвода масла, выходной конец которого заглушен заглушкой 7, и ниппель 3 поступает в соединение шатуна с коленчатым валом.

Мотоблоки модели МБ 69412 имеют систему освещения для расширения зоны видимости ри работе в условиях недостаточной освещенности.

Двигатели этих мотоблоков оснащены магнето, имеющим в статоре катушки освещения, электрическое напряжение от которых с помощью тумблера может быть подано на фару.

Система зажигания таких двигателей содержит датчик импульсов, электронный коммутатор, высоковольтный трансформатор, напряжение от которого через высоковольтный провод подается на свечу.

Двигатели ДМ 1-01 и ДМ-1 могут иметь другие отличия от ДМ-1Д, несущественные для понимания их работы, диагностики неисправностей и ремонта. Так, например, у двигателей ДМ 1-01 и ДМ-1Д увеличена емкость топливного бака, изменены элементы его крепления, конструкция воздушного фильтра и глушителя.

Рекомендации по моторным маслам и топливу

Применение рекомендованного изготовителями моторного масла способствует сведению к минимуму возникновения неполадок в процессе эксплуатации двигателя мотоблока. Каждый пользователь мотоблока должен помнить, что масло обеспечивает защиту двигателя во время работы четырьмя способами:

  1. Смазка — смазывание работающих при минимальных зазорах подвижных деталей с целью уменьшения трения между ними и износа;
  2. Охлаждение — выполнение роли охлаждающей жидкости с целью обеспечения работы поршней, шатунов и подшипников в условиях безопасных рабочих температур;
  3. Уплотнение — обеспечение уплотнения между стенками цилиндра и поршнем для достижения номинальной компрессии и предотвращения прорыва отработавших газов в картер двигателя.
  4. Очистка — выполнение роли очищающего агента путем удержания во взвешенном состоянии побочных продуктов сгорания таких, как сажа и жидкие осадки, образующиеся в результате окисления масла и топлива. При сливе масла они удаляются из двигателя.

Высокая температура, при которой работают двигатели мотоблоков с воздушным охлаждением, вызывает окисление масла. пригорание смазки, оставшейся на горячей поверхности цилиндра, что сопровождается повышением дымности выхлопа и образованием нагара. В результате окисления масла в двигателе образуются смолистые отложения, которые являются основной причиной закоксовывания поршневых колец и неплотного прилегания впускных клапанов. Это ведет также к образованию шлама, затрудняющего нормальную смазку двигателя.

Поэтому целесообразно использовать масла вместе с моющими и противоокислительными присадками, которые способстуют очищению двигателя от загрязнений и предотвращают образование смол и лакоподобных отложений. При использовании высококачественных импортных моторных масел (классифицируемых как «Моторные масла SF, SG”), специальных присадок вводить не требуется: они уже содержат необходимые присадки.

Важен также правильный выбор сорта масла по классификации SAE в зависимости от температуры окружающей среды. Не рекомендуется использование в двигателях всесезонных масел типа 10W30 в летнее время при температуре окружающего воздуха выше 5С, так как это может привести к повышенному расходу масла и повреждениям двигателя. При использовании таких масел необходимо чаще проверять их уровень в двигателе. С другой стороны, использование летних масел (SAE30) при температуре воздуха ниже 5С приведет к затруднению запуска двигателя и может вызвать повреждение зеркала цилиндра из-за недостаточной смазки.

Бензин, как и масло, в процессе хранения подвержен окислению, которое сопровождается отложением бензиновых смол в карбюраторе. Это может привести к неполадкам в работе двигателя, среди которых наиболее частыми являются засорение каналов подачи топлива и неплотное прилегание впускного канала.

ниже приводятся правила, которые рекомендуется соблюдать в отношении топлива во избежание появления неполадок в работе двигателя.

  1. Не использовать топливо, оставшееся от прошлого сезона. Хранить запас бензина не более 30 дней.
  2. Запас бензина хранить в прохладном, хорошо проветриваемом месте, чтобы свести к минимуму окисление бензина.
  3. Бензобак неработающего мотоблока следует держать либо совершенно пустым (что наиболее предпочтительно), либо полным, так как в заполненном до нормы бензобаке присутствует лишь минимальное количество воздуха.
  4. После слива топлива из бензобака завести двигатель и дать ему поработать, пока он не остановится в результате выработки остатков топлива в карбюраторе.
  5. Не используйте топливо с более высоким октановым числом, чем указано в руководстве по эксплуатации мотоблока. Не выполнение этого правила приведет к прогоранию прокладки головки цилиндра.
  6. Использование неэтилированного бензина позволяет снизить образование нагара в камере сгорания и продлить срок службы клапанов двигателя.

часть вторая здесь — диагностика неисправностей и ремонт двигателя мотоблока типа МБ

Технические характеристики

Луч МБ 1 имеет снаряженную массу в 100 кг. Максимальная скорость составляет в пределах 3,6-9 км/час, его вполне достаточно для работы в условиях раскисшей грязи.

Мотоблок обладает весьма компактными размерами. Так, обратим внимание на длину 1500 мм, а ширина и высота составляют 600 и 1150 мм соответственно. Отметим довольно низкий дорожный просвет в 140 мм, однако этот недостаток компенсируется большими углами въезда и выезда – благодаря коротким свесам кузова. Также отметим хорошие параметры рабочей колеи (570 мм) и транспортной колеи (310 мм).

Культиватор у Луча МБ 1 имеет ширину захвату в пределах 725-1200 мм, а диаметр составляет 360 мм.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *