История ковроткачества

История ковроткачества

Мы сотрудничаем с лучшими производителями ковров со всего мира и хотим поделиться с вами той особой творческой атмосферой, которая царит за дверьми каждой из фабрик: Ragolle, Balta, Osta, Narma, Eko Hali, Merinos, Mc Three.

Бельгийская фабрика ковров Ragolle

Фабрика Ragolle была основана в далеком 1950 году Альфредом и Марией Раголь. Это семейное предприятие внесло в мир ковровых изделий немалый вклад, постоянно совершенствуя и расширяя свое производство. В настоящее время во главе фабрики стоит семейная пара Герман Верхельст и Мириам Раголь, а их дочь Аннемия Верхелст возглавляет отдел дизайна. Именно им мы обязаны теми потрясающими и разнообразными дизайнами ковров, которые можно разглядывать бесконечно.

Высокое качество, приятная цена и большое разнообразие дизайнов – вот, чем эти ковры завоевали популярность во всём мире! Следование модным тенденциям, высокотехнологичное собственное производство и постоянный поиск новых идей позволяют специалистам фабрики Ragolle создавать ковры отличного качества, которые всегда становятся лидерами продаж. Геометрия, винтаж и неоклассические дизайны ковровых коллекций находят отражение в самых разнообразных цветовых сочетаниях.

Бельгийская фабрика ковров Balta

С 1964 года компания Balta начала деятельность по производству тканых ковров, со временем становясь крепче, надежней, масштабней. Сегодня Balta – это бельгийский производитель машинных ковров, успешная компания и известный бренд в ковровой отрасли. Группы сотрудников по созданию и разработке ковров следят за тенденциями рынка и постоянно предлагают новые материалы, дизайны и цвета, способные удовлетворить вкус любого покупателя. Широкий ассортимент фабрики пользуется популярностью во всем мире благодаря творческим и инновационным разработкам, а также наивысшему качеству ковровой продукции.

Бельгийская фабрика ковров Osta

Бельгийская фабрика Osta – одна из ведущих ковровых фабрик в мире и считается передовым производителем долговечных и трендовых ковров. За более чем 80 лет своего существования она завоевала хорошую репутацию благодаря производству ковров высочайшего качества. Продукция фабрики продается более, чем в 65 странах!

Эстонская фабрика ковров Narma

Начиная с возникновения фабрики в 1992 году, на сегодняшний день Narma экспортирует более 90% своей продукции. Особенностью бренда является производство двусторонних ковров с использованием современной текстильной промышленности и информационных технологий. Одна сторона ковра представляет собой стильный узор, другая гармоничные ритмичные полосы. В качестве основного сырья выбирают хлопок, переработанный специальным экологическим способом. Пряже придается особая скрученная форма, в результате чего получаются кольцеобразные нити. Это дает возможность добиваться специальных эффектов и рисунков на поверхности ковра, что позитивным образом сказывается на визуальном и тактильном впечатлении.

Турецкая фабрика ковров Eko Hali

Турецкая компания Eko Hali сделала свои первые шаги в далеком 1994 году, покорив рынок высоким качеством ковров ручной и машинной работы. Нежные и насыщенные тона, классические и современные дизайны — все они будто несут в себе частичку южного тепла и колорита. Дизайны ковров выделяются среди других: растительные орнаменты, пастельная монохромная цветовая гамма, а также сочные цветовые оттенки, блеск вискозных нитей, винтажный и стиль пэчворк. Ковры Eko Hali отличаются уникальным экологичным составом ворса: бамбуковой вискозой и новозеландской шерстью. Всё это позволяет вписаться и раствориться в любом стиле интерьера, стать его изюминкой и душой.

Российская фабрика ковров Merinos

Компания Merinos берёт своё начало в 1970 году в Турции с крошечного семейного бизнеса по производству ковров. Сегодня Merinos является глобальным брендом, экспортирующим свою продукцию на все континенты в 78 стран мира! В 2004 руководством компании было принято решение инвестировать в проект на территории Российской Федерации. А уже в 2009 году, в Ростове-на-Дону, начала работать одна из крупнейших фабрик России по производству ковров и ковровых изделий. Благодаря недавно построенному корпусу по собственному производству и окраске пряжи, компании удается производить ковры дешевле конкурентов, не теряя в качестве. Предлагаем посмотреть небольшое видео о процессе производства наших российских ковров.

Бельгийская фабрика ковров Mc Three

Бельгийская фабрика Mc Three занимается производством ковров с 1989 года и достигла немалых успехов: широкий ассортимент, признание потребителей, изготовление ковровых покрытий различного назначения. Имея собственное производство, экологически чистое оборудование, масштабный отдел дизайна, фабрика Mc Three регулярно обновляет ковровые коллекции, технологии материалов. Тем самым увеличивая количество, а также качество и долговечность выпускаемой продукции.

Русское народное ковроткачество

Русский народный ковёр — обширная и многоплановая тема, поскольку ковры (а также покрывала и одеяла, в ряде случаев также называвшиеся коврами, и половики, за таковые вовсе не считавшиеся) были любимы в народном быту, их активно создавали и использовали, ибо сам непростой климат подталкивал людей разного достатка и социального уровня обзаводится как функционально-значимыми коврами, так и красивыми украшениями интерьера. Ковры можно весьма условно разделить по типам узоров – геометрическому и цветочному; по наличию ворса – высоковорсистые, ворсистые, безворсовые; по технологии изготовления — ручного плетения, ручного вязания, ткачества и т.п.

Тип ковра с геометрическим орнаментом имеет более древние истоки. Он тесно связан с традициями узорного ткачества и во многом повторяет не только его мотивы, но и саму технику. Второй тип ковра сложился в XIX в. под влиянием городской культуры того периода, когда в интерьере дома большую роль стали играть цветочные мотивы, а у мастериц появилась возможность изучать образцы рисунков со всего света.


Деталь ковра. Конец XIX века. Рязанская губерния
Русский музей.

В крестьянском быту ковры нашли широкое применение. Необходимым элементом в доме были всевозможные половики, тропинки, дорожки с простым геометрическим орнаментом. Более нарядные и красочные ковры выполнялись для покрытия столов, лавок, сундуков. Особенной яркостью цвета и крупными узорами отличались изготавливаемые в большом количестве санные ковры. Определенная роль отводилась коврам и в обрядах.

Ковры пользовались большим спросом и у городского населения — в среде мещан, купцов, духовенства, дворян и интеллигенции. В ряде мест производство ковров носило промысловый характер. В XIX в. основными районами ковроделия, где было поставлено производство изделий не только для дома, но и на продажу, были Тобольская губерния в Сибири и южнорусские губернии — Курская, Воронежская, Саратовская, Пензенская, Тульская, Орловская и Рязанская.

На примере отдельных образцов из коллекции Русского музея (преимущественно из южных губерний центральной России) можно проследить типичные особенности ковроделия, общие для всех мест его производства, поскольку они при всем разнообразии отмечены стилистическим единством.

Наиболее интересна и разнообразна коллекция воронежских ковров. Она включает образцы гладких безворсовых изделий с геометрическим орнаментом и ворсовые цветочные ковры. Среди первых выделяются две группы произведений, созданных в слободах Рамонь и Урыв Коротоякского уезда Воронежской губернии.


Ковёр-дорожка. Фрагмент. XIX век. Рамонь Воронежской губернии
Русский музей.

Ковры из слободы Рамонь, вероятно, выполнялись по индивидуальным заказам, так как отличаются различными мотивами узоров. В одном из ковров нашли отражение некоторые элементы восточного орнамента. Вместе с тем в построении узора в виде чередования рядов повторяющихся геометрических мотивов, в четком сопоставлении разноцветного рисунка со светло-желтым фоном проявились характерные черты русских народных текстильных изделий. Ни один из рядов фигур не повторяется в цветовых сочетаниях, но при всей многоцветности ковры обладают удивительной цельностью композиции и общего декоративного решения.

Ковры из слободы Рамонь, как и другие подобные им гладкие безворсовые ковры, создавались на обычном горизонтальном станке, употребляемом для тканья холста. Основой для них служили льняные или конопляные нити, а в качестве утка — крашеные растительными, а в конце XIX в. и анилиновыми красителями нити из овечьей или коровьей шерсти. Применялись различные способы полотняного переплетения.


Ковёр-дорожка. Фрагмент. XIX век. Урыв Воронежской губернии
Русский музей.

В слободе Урыв Коротоякского уезда выполнялись ковры по принципу закладного ткачества. В этом центре, откуда ежегодно вывозили на ярмарки до двух тысяч изделий, сложился тип небольшого ковра вытянутой прямоугольной формы, получившего условное название «килима». Для него характерны всего две разновидности композиции узора. Первый — с рядом крупных городчатых ромбов в центре и полуромбами по сторонам, второй — с более мелкими такими же ромбами, расположенными по всему полю ковра в шашечном порядке. Обрамляет поле узкая кайма с узором из простых геометрических фигур. Всем воронежским «килимам» свойствен очень теплый колорит с преобладанием красно-оранжевого цвета, сочетающегося с фиолетовым и зеленым.

По характеру узоров близки воронежским рязанские безворсовые ковры. В них по разному используется излюбленный в русском народном ткачестве мотив ступенчатого ромба. Это может быть крупный узор из рядов соединенных шестицветных ромбов, контрастно выделяющийся на черном фоне. Или узор, в котором мелкие ромбы образуют на красном фоне сплошную косую сетку. Здесь на первый план выступают не сами ромбы, а образованные за счет уступов внутри них фигуры, подчеркнутые цветом.


А.Г.Алтухова. Ковёр (фрагмент). 1920-е годы. Тульская губерния
Русский музей.

Интересно, что подобные ступенчатые фигуры встречаются как самостоятельный мотив в орнаменте восточных ковров. Они являются также одним из элементов узоров оренбургских платков-«паутинок», известным под названием «татарского самоварчика». В архангельских половиках Шенкурского района такой мотив входит в состав уступчатого ромба — так называемого «пирога».

Во второй половине XIX в., наряду с геометрическими узорами, в русском народном ковре все больше места отводится растительным мотивам. В отличие от цветочного орнамента ковра городских и помещичьих мастерских первой половины века, для которого свойственны тонкие переходы светлых тонов, в крестьянском ковре второй половины столетия складывается узор в виде яркого цветочного орнамента на черном фоне.


Ковер. Вторая половина XIX века. Калач Богучарского уезда Воронежской губернии
Русский музей.

Характерная для того времени композиция состоит из крупного букета в центре и обрамляющей его каймы в виде цветочной гирлянды. При всем сходстве построения узора и цветовой гаммы, в котором преобладают красно-малиновые тона, в самом характере декора этих ковров есть существенные различия. Ворсовый ковер из слободы Калач Богучарского уезда Воронежской губернии с овальным букетом роз в центре и пышной рамой из рокайльных завитков и веток с кленовыми листьями близок «плафонным» композициям ковров первой половины XIX в. Наиболее богатый по цветовым оттенкам и строгий по своему облику, этот ковер, вероятно, предназначался для украшения стены или пола в городском интерьере.

В других коврах горящий ярко-малиновыми и зелеными красками крупный узор свободно раскинулся на черном фоне, почти целиком заполняя его. Переданные в декоративной форме розы в букете в сочетании с окружающими их маками, незабудками, колокольчиками и листьями создают радостный эмоциональный настрой, присущий произведениям народного искусства. Для конца XIX века было характерно стремление к детализации, конкретизации растительных мотивов, что приводило подчас к измельчению деталей.

При создании цветочных композиций ковровщицы часто пользовались выходившими в конце прошлого столетия печатными изданиями приложениями к журналам, где помещались рисунки для вышивок. Однако, отталкиваясь от какого-либо мотива, мастерицы непременно обогащали его своей фантазией и впечатлениями от живой природы. При этом они находили форму, выражающую декоративный характер коврового узора. «Тканье ковров производится по вышивальным узорам со всевозможными выдуманными работницами вариантами», писала изучавшая ковровые промыслы С.А. Давыдова.


Ковер. Вторая половина XIX века. Рязанская губерния
Русский музей.

Гладкие ковры с цветочными мотивами, так же как и с геометрическими — выполнялись в большинстве случаев на горизонтальном ткацком станке тем же способом полотняного переплетения. Этим объясняется линейно-плоскостное начало в их узорах.

Повсеместное распространение в России получили так называемые «махровые» ковры — разновидность ворсовых. Они создавались на вертикальных ткацких станках (в виде рамы), которые требовались для получения ворса путем навязывания узелков из шерстяной пряжи на нитях основы. Такая техника дает возможность передачи большого количества цветовых оттенков.

В начале XX века ковровые промыслы стали быстро угасать в связи с появлением фабричных изделий. Ковровые традиции продолжали передаваться в узком семейном кругу, но конкуровать с машинными коврами коллективы мастериц не могли. И через какое-то время русские деревенские интерьеры «украсились» синтетическими поделками с шаблонными узорами «а-ля восток».

Т. Б. Васильева

Следующая страница: Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм

• Главная • Рукоделие • Русское народное ковроткачество


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *