За чистоту эксперимента! Тест электровакуумных машинок для мойки виниловых пластинок

За чистоту эксперимента! Тест электровакуумных машинок для мойки виниловых пластинок

Еще одна история из серии «мышь в системе», в которую трудно поверить, но которая абсолютно реальна. Общеизвестно, что виниловые пластинки время от времени требуется мыть, и для этого даже существуют специальные устройства, стоимостью около 500 долларов. Тем более мыть требуется старые оригинальные пластинки, заказанные, например, в Англии – как правило, они прибывают в очень грязном состоянии и без предварительного мытья их лучше не слушать. Специальную мойку для винила я себе до сих пор не купил, и обходился старым «дедовским» способом, о котором расскажу ниже. Но однажды мне пришел большой заказ, в котором было около 30 грязных пластинок. Решив не утомлять себя «дедовским» способом, я набрал в интернете «мойка винила» и нашел предложение от крупного магазина – «мойка ваших виниловых пластинок на нашем ультразвуковом аппарате». Преимущества ультразвуковой мойки расписывались в объявлении так заманчиво, что я взял свои 30 пластинок, добавил к ним еще 10, требовавших мытья, приложил еще две пластинки, взятых на запись у знакомого аудиофила (того самого, о котором шла речь в статье «мышь в системе») и приехал в магазин, который не называю, чтобы не портить им репутацию, но назову, если они не примут изложенную здесь информацию к сведению.

Фирменный ультразвуковой аппарат красовался на видном месте. Мойка одной пластинки стоила 150 рублей. Я заплатил 6000 и через пару часов забрал свои диски идеально чистыми в новеньких внутренних конвертах. Две пластинки своего знакомого аудиофила я завез ему в тот же вечер, и с гордостью похвастался, что возвращаю их в лучшем виде, чем они были. Не успел я приехать домой, как аудиофил позвонил мне на мобильный.

— Слушай, как ты их мыл?

— На ультразвуковом аппарате, а что?

— Не знаю, мне что-то звук не нравится. Budgie «Never turn your back on a friend» — прекрасно записанная пластинка была, с упругим ритмичным басом. А сейчас вяло как-то, без драйва, высоких меньше… Не знаю, может у меня с иглой что-то – сейчас проверю.

Еще через час аудиофил перезвонил, настроенный очень серьезно:

— Я сравнил Budgie и вторую пластинку, которую тебе давал с другими – все звучат хорошо, а эти какие-то убитые. Мне они такие не нужны, можешь их купить себе.

Мне стало нехорошо. Не потому, что знакомый требовал выкупить у него две пластинки, которые я в принципе и сам был не прочь иметь, а потому что, если он был прав, то это значило, что я каким-то образом испортил и свои сорок альбомов.

Я начал ставить на проигрыватель помытые ультразвуком диски, и с каждой пластинкой настроение у меня падало все ниже. Звук был убитым. Все вроде бы оставалось на месте, но не хватало живости, драйва, исчезло пространство. Винил стал звучать как посредственный компакт-диск. Я попробовал ставить пластинки, которые не подвергались мойке – с ними все было хорошо (проблема вай-фай была на тот момент решена). Получалось, что знакомый прав, и пластинки каким-то образом пострадали. Парадокс был в том, что ультразвуковая мойка не оказывает на пластинку абсолютно никакого механического воздействия, и я не мог понять, каким образом мог ухудшится звук. Теоретически, после этой мойки на поверхности диска могла остаться какая-то микропленка…

Я решил перемыть пластинки «дедовским» способом и послушать еще раз. После повторной ручной мойки звук почти вернулся. Снова появился драйв, пространство, послезвучие высоких частот. Но чего-то не хватало. Я бы сказал, что звук восстановился процентов на 85-90, но 10-15% оставались утерянными. Конечно, это могло быть самовнушением, поэтому мы с товарищем-аудиофилом договорились провести слепое прослушивание. Я принес к нему несколько вымытых в ультразвуковой машине и перемытых вручную альбомов, а он приготовил точно такие же, которые не подвергались мойке. Стали сравнивать. Увы, абсолютно во всех случаях мытые ультразвуком пластинки звучали заметно хуже (и это после повторной мойки!) Казалось, мы слушаем какую-то дешевую перепечатку.

Качать права с магазином я не стал, понимая, что это бессмысленно. Они моют на своем аппарате все пластинки, которые у них в продаже, у них ежедневно «приводят в порядок» свои коллекции несколько человек, и доказывать им, что они не моют, а гробят винил – себе дороже. Впрочем, учитывая аппаратуру, на которой они ставят пластинки у себя в магазине, я думаю, что разницы для них действительно не существует – это дрова.

Сорок испорченных альбомов я потихоньку перезаказываю – уже заменил пять, и во всех случаях звук на обновленных пластинках заметно лучше. Есть еще надежда вернуть пластинкам звучание, перемыв их на вакуумной машине с помощью нового энзимного средства. Если это сработает — сделаю в этой статье update.

Интересно, что пластинки, которые я заказывал через один интернет магазин, тоже проходили предпродажную процедуру ультразвуковой мойки, но к их звучанию у меня претензий нет. Скорее всего, дело не в аппарате, а в составе, который в него был залит. Может быть, это был не тот тип жидкости, не та концентрация, или жидкость давно не меняли – не знаю. Факт в том, что подвергать пластинки ультразвуковой мойке я больше никогда не рискну и вам категорически не советую это делать. Купите лучше машину для вакуумной чистки, как на заглавном фото, или пользуйтесь «дедовским» способом, к которому прибегали ГУМовские спекулянты времен СССР. Выглядит он на первый взгляд «варварски», но если вакуумной машины нет, а мыть пластинки нужно, то его вполне можно использовать.

Вот этот способ:

Берется флакон Фейри, большой комок чистой ваты, чистое мягкое пушистое полотенце и пластинка, которую предполагается мыть. Способ предполагает долгую мокрую возню, поэтому обычно я настраиваюсь на то, чтобы вымыть за один раз около 6 пластинок — меньше лень затеваться, больше — не хочется возиться. Не берите Фейри с добавлением смягчающего средства для рук — винил не кожа, ему это может не понравиться.

Пластинка вымачивается по кругу под струей теплой, но не горячей воды, полторы-две минуты. Старайтесь не попадать водой на «яблоко», хотя это все равно неизбежно.

Фейри наносится на пластинку по кругу тонкой струйкой и осторожно растирается по поверхности диска пальцами.

Большой комок ваты смачивается водой (это лучше сделать заранее) и с его помощью одна сторона пластинки бережно протирается участок за участком.

Моющее средство смывается большим количеством воды.

Вся процедура полностью повторятеся для второй стороны пластинки — струйка Фейри по кругу, растирание, обработка комком ваты.

Вот теперь моющее средство нужно смыть как можно тщательнее!

Вымытая пластинка берется в нежные объятия чистого пушистого полотенца и осторожно вытирается по кругу, подобно тарелке. Забрызганное водой «яблоко» нужно промокнуть тонкой бумажной салфеткой.

Вымытую и вытертую пластинку нужно положить на некоторое время на чистое сухое расстеленное полотенце, чтобы до конца высохло пострадавшее от воды «яблоко». После высыхания бумаги следов обычно не остается. Ни в коем случае не кладите в конверт пластинку с не высохшим до конца «яблоком»! Излишне добавлять, что конверт для вымытой пластинки должен быть абсолютно новым.

Я знаю, что этот способ выглядит варварски, и если бы меня клятвенно не заверили в его безопасности, пользоваться им я бы не рискнул. Разумеется, для начала лучше потренироваться на пластинках, которые вам не жалко. Убедитесь сами, что звук становится идеальным, а пластинке не наносится абсолютно никакого вреда. Я вымыл таким способом не один десяток достаточно дорогих альбомов, и во всех случаях заметил только улучшение звука. В отличие от печального опыта использования хваленой фирменной ультразвуковой мойки, которая убила звук напрочь.

В инстаграме по тегу #hiendmusicru можно найти пошаговое видео с описанной процедурой.

UPDATE 9 апреля 2015: На выставке Hiendshow рассказал о последствиях ультразвуковой мойки человеку, хорошо разбирающемуся в виниле. Он сказал, что такое вполне может быть, потому что, если мыть ультразвуком слишком грязные изначально пластинки (а они естественно были грязные, потому что не мылись, похоже, с 70х годов, когда были выпущены), то аппарат как бы размазывает грязь, и это прибивает звук. Чтобы такого не было, слишком грязные пластинки нужно перед ультразвуком мыть вручную «дедовским» способом или на вакуумной машине. Спрашивается, зачем тогда вообще ультразвук? Хорошая новость в том, что исправить ситуацию можно — для этого нужно минимум дважды перемыть пластинки на вакуумной мойке с помощью специального состава. На днях попробую спасти «прибитые» пластинки и напишу о результате.

UPDATE: сегодня перемыл пострадавшие пластинки на вакуумной машине. Любезно помогли владельцы магазинчика винила на Белорусской, с которым я изложил проблему на hi-end show. Кстати, магазинчик стоит внимания — большой выбор винила в хорошем состоянии и очень уютная атмосфера, напоминающая какой-нибудь Нью-Йоркский Сохо. Особую атмосферу привносят музыкальные сувениры семидесятых годов. Осталось сравнить перемытые пластинки со звучанием тех, кто не подвергался знакомству с ультразвуковой машиной.

UPDATE 9 июля 2015: Перемыл все пластинки на обычной вакуумной машине спиртовым составом и сравнил звучание с аналогичными пластинками, не подвергавшимися ультразвуковой мойке — проблема устранена ПОЛНОСТЬЮ. Звук вернулся на 100%, и теперь я могу сообщить, где именно с ними приключилась неприятность. Ультразвуковую мойку винила я выполнил . По мнению людей, которые полностью вылечили мои 40 пострадавших пластинок, проблема была в жидкости — в машину или залили что-то не то, или жидкость вовремя не поменяли. Учитывая, что в этом магазине наверняка подвергают такой же мойке пластинки, выставленные на продажу, настоятельно рекомендую — если ваши пластинки были куплены в «Ноте» или вы подвергали их там ультразвуковой мойке, попробуйте перемыть пару пластинок на обычной вакуумной машине и сравните звучание до и после. Весьма вероятно, что результат вас приятно удивит.

Чтобы чистые пластинки звучали как можно лучше, подумайте об апгрейде своей системы. Продвинуть систему любого уровня на 1-2 шага вперед вы сможете, заказав персональную консультацию.

Hanss Acoustics RC-20

Компактная, простая функционально и вполне аккуратно смотрящаяся машинка. Корпус — алюминий и акрил. Но при небольших размерах весит аппарат почти 12 кг. Принцип работы прост и привычен — на зафиксированную пластинку наносится моющая жидкость, а потом и жидкость, и грязь убираются при помощи трубки и насоса. Но внешне и конструктивно есть несколько особенностей. Диск, к которому крепится пластинка, намного меньше диаметра этой самой пластинки. Вообще это не столь критично, так как нам нужно, чтобы, с одной стороны, пластинка фиксировалась и вращалась, а с другой — нет обязательной необходимости прижимать ее к полноразмерному диску, ведь все самое важное происходит там, где пластинка присасывается к щетке, а с этим особых проблем быть не должно, они могут возникнуть с очень кривыми пластинками, но это и редкость, да и по большей части такие диски мыть — ну разве что перед попыткой их выправить, что не обязательно получится.

Конструкция всасывающей трубки вполне обычна — Г-образная пластиковая трубка с подпружиненным креплением, прорезь и щеточки по краям. Эти самые щеточки периодически нужно менять, когда они изнашиваются, но о родных ремкомплектах я ничего не слышал. Хотя и это не проблема, предположу, что щеточки от Okki-Nokki, к примеру, или другой аналогичной машинки подойдут вполне. Также нет информации по сменным трубкам, а они нужны, значит, 12-дюймовую пластинку помыть можно, а ни 10, ни 7 дюймов — уже нет. Функционал у машинки самый простой — вращение по часовой стрелке и включение «пылесоса», трубка для слива отработанной жидкости — сзади, но на трубке даже нет внятной заглушки, начинка машинки — по сути, почти как у всех, но все немного хлипкое.

О собственных моющих растворах и концентратах ничего не известно, в комплект входит только щеточка для нанесения раствора. В целом — конструкция рабочая, но с ограниченными возможностями.

Audio Desk Systeme Vinyl Cleaner

Эта машинка выбивается из массы в первую очередь благодаря совсем другому принципу работы. Здесь все дело не в вакууме, а в использовании ультразвука. Конструкция внешне непривычная, из плюсов я бы отметил только компактные размеры. Здесь нет ни прижима, ни диска, пластинка просто вставляется в машинку сверху. Применяется сочетание работы вращающихся щеток, моющего раствора и ультразвуковой очистки, а для применения этого механизма жидкая среда опять же необходима. Теоретически отмыть пластинку такая машинка может хорошо. Да и на практике это проверено. Но стоимость конструкции весьма существенная, объем жидкости, который нужно держать во внутреннем резервуаре, — 4,5 л, щетки, какие бы они ни были, изнашиваются и загрязняются, а о том, что жидкость в резервуаре как-то постоянно активно фильтруется, речи нет. Пусть даже ультразвук может быть хорошим подспорьем, но обрабатывать пластинку в «бульоне», где уже было помыто много чего, сомнительное дело. И еще один момент — пластинка, которую аппарат вращает в вертикальной плоскости, пусть как-то и очищается от жидкости (для этого имеются силиконовые щеточки в прорези), но гарантировать, что ни капли жидкости не стечет на яблоко… Вот не уверен я в этом. Отдельно можно сказать о системе слива отработанной жидкости, а ее, как вы помните, внутри 4,5 литра — трубки нет, есть пробка. И что, надо тазик подставлять? Или в ванную комнату машинку нести?

Итак, что же мы имеем в сухом остатке? Весьма и весьма дорогая, сложная конструкция, и еще с рядом технических особенностей, в работе которых у меня нет полной уверенности. Спиртосодержащие жидкости использовать можно, но этиловый спирт у нас в стране приобрести сложновато, а держать в комнате открытый резервуар с раствором изопропила — совсем не дело. Да и данных о надежности и долговечности у меня нет… так что стоит хорошо подумать, а действительно ли нужно покупать такой агрегат. Хотя технология в целом кажется интересной, наверное, нужны энтузиасты, которые своим кошельком проголосуют за дальнейшее ее развитие.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *