Акустический кабель для колонок: как выбрать

Акустический кабель для колонок: как выбрать

Статьи

Акустический кабель

Приобрести акустический кабель для колонок не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь в ассортименте есть большой выбор такого товара и прежде чем отправляться в магазин с желанием приобрести кабель, следует руководствоваться своим бюджетом.
Кроме того нужно знать, какой из них лучше покупать. Кабель акустический для колонок подбирается в соответствие с производителем устройства, его модели, мощности и других параметров.
При этом многие автолюбители не обращают на это особого внимания, считая, что любой кабель подойдет. Но его выбор – непростое дело, поэтому к данному процессу нужно подойти серьезно.

Выбор

Кабель для акустических колонок

В некоторых случаях кабеля продаются в комплекте с акустическими колонками. Они являются наиболее подходящим вариантом, так как создавались специально для данных динамиков.
Выбирая акустический кабель для колонок, можно следовать таким советам:

  • Желая купить недорогую автомагнитолу, не стоит обращать особое внимание на качество кабеля.

Примечание: такая магнитола вряд ли прослужит длительное время. А часто магнитола приводит к выходу из строя и кабеля.

  • Если же фирма-изготовитель магнитолы, усилителя, динамиков является достойной, то и кабель должен быть подобран соответствующий.
  • Он должен иметь широкое сечение, чтобы по нему могло быть пропущено достаточное количество тока.

Примечание: лучше будет, если его будут составлять несколько тоненьких проводков с небольшим диаметром.

  • Сверху кабель должен иметь лаковое покрытие. Это предостережет его от замыкания.
  • Кабель не должен искажать звук. Напротив, с его помощью он должен становиться еще более качественным.
  • Его сопротивление не должно быть слишком большим. Таким образом, чем меньше сопротивляемость кабеля, тем лучшим будет уровень передаваемого сигнала.

Примечание: сопротивление зависит от изготавливаемого материала, диаметра и длины кабеля.

  • Лучше приобрести кабель из меди. Он представляет собой около 20 заизолированных проводков, соединенных в одно целое.
    Таким образом, их общее сопротивление является намного меньшим, чем у кабеля с большим диаметром. Кроме того за счет достаточной толщины, сигнал распространяется по кабелю со скоростью света.
  • Использовать кабель с большим сопротивлением можно только в том случае, если его длина не превышает 3 метра.

Примечание: при слишком большой сопротивляемости провода, вся мощность расходуется не на воспроизведение звуков, а на нагрев кабеля. В результате звук может воспроизводиться с довольно низкой громкостью.

Как выбрать межблочный акустический кабель

Выбор акустической проводки

Желая купить межблочный кабель, следует отдать предпочтение медному кабелю.
Выбирая такую проводку, нужно посмотреть на:

  • Длину. Так для межблочного кабеля лучше, когда он длинный. В таком случае колонки будут воспроизводить звуки с большой громкостью.
  • Маркировку. Так, на каждом его метре должна быть метка, на которой указана фирма-производитель.

Примечание: если такая метка отсутствует или содержит не правильные данные, значит, кабель не является оригинальным. Скорее всего, он долго не протянет.

  • Также должно быть указано, что кабель, действительно, акустический.
  • Должны быть указаны составляющие проводника.

Провода акустические

  • Также следует обратить внимание на его толщину.
  • Медные кабели также бывают различными. Это зависит от качества меди, из которой они были изготовлены. Так, встречаются кабеля из бескислородной и монокристаллической меди.

Другие виды

Как выбрать акустическую проводку

Также в продаже встречаются такие виды проводок:

  • Композитные кабеля. При этом они состоят не только из меди, но и из других металлов.
    Например, внутри провод медный, а сверху покрыт каким-то другим металлом.
  • Комбинированные. В данном случае комбинируют металл и неметалл.
    Например, медь могут смешать с углеродом. При этом будут получены новые свойства.

Кабель для акустики

  • Кабель из витой пары. Также встречается нескольких видов.
    Подобрать необходимый для себя вариант можно в соответствии с обозначениями, имеющимися на нем. Каждый отдельный вид может оказывать различное влияние на конечный результат воспроизводимого звука.

Тест

Как показал тест, самыми лучшими показателями обладают акустические кабели, выполненные из серебра. С их помощью звук получается очень качественным и чистым.

Примечание: но приобрести такой провод могут только те, у кого есть соответствующие материальные возможности, ведь его стоимость – от 100 долларов за метр.

Провода, выполненные из монокристаллической меди, также дают неплохой звук. Кроме того с их помощью передаются даже самые низкие частоты.

Для колонок кабель

Кабели из бескислородной меди могут давать разный звук. Это напрямую зависит от фирмы-производителя.
При этом качество дешевых китайских вариантов можно даже и не пытаться обсуждать, так как оно является очень низким.

Примечание: не имея достаточных финансов, можно купить недорогой кабель, который создан известной фирмой-производителем.

Композитный акустический кабель имеет равномерное звучание. Однако иногда музыка может «шепелявить», что обусловлено тем, что провод выполнен из меди луженой оловом.

Композитный акустический кабель

Посеребренный медный кабель придает звучанию большую выразительность. Довольно часто с его помощью музыка становится еще лучше, чем в изначальном варианте.

Посеребренный медный кабель

Оказывается, что изоляция кабеля также оказывает большое влияние на его качество. Точнее, это влияние оказывает не сама изоляция, а материал, из которого она выполнена.
Наилучший вариант – кабели с тефлоновой изоляцией. При этом полипропилен обладает худшими свойствами.
Самостоятельно подобрать кабель для колонок не составит никакого труда после прочтения данной статьи. Желательно дома посмотреть фото и видео, где описывается тот или иной вид кабеля.
Таким образом, перед походом в магазин уже будет соответствующая подготовка. Цена может быть различной, завися от отдельных его свойств.
Кроме того выбранный кабель можно будет даже установить своими руками. Однако для этого может потребоваться специальная инструкция.

  • Григорий Романчук

Григорий с детства обожал машины, а в подростковом возрасте, когда самостоятельно подключил автомагнитолу в отцовской девятке, понял, что машины будут его работой, хобби, призванием.

Структура

Токопроводы аудиокабеля могут быть выполнены как из меди и ее сплавов, так и из алюминия с внешним медным покрытием. Число жил — от 2-х до 4-х. Изоляция выполняется из высококачественного ПВХ-материалов, как правило, чёрных цветов. Все звуковые провода обладают оболочкой с высокой гибкостью.

Структура кабеля для акустики

Снаружи расположен предохранительный экран из медной оплётки. Его главное назначение — уменьшение степени влияния наружных электромагнитных искажений в период передачи главного электрического сигнала. В таком случае, при соответствующей плотности наружной оплетки, коэффициент полезного действия системы защиты достигает максимального значения. На изоляции существует маркировочная метка, которая обозначает материал провода и его функциональные характеристики.

Среди главных свойств для аудиопровода нужно обозначить:

Предельное удельное сопротивление — 5% от всеобщего сопротивления полной системы;

  1. Эксплуатационный температурный интервал — от— 40 до + 60 С.
  2. Минимальный радиус изгиба при установке — наружных диаметров АК.
  3. Строительно-монтажная длина больше 25 м.
  4. Гарантия срока эксплуатации — более 10 лет.

Применение аудио кабеля

Где применяется акустический кабель

В системе Hi-Fi каждый громкоговоритель управляется своим собственным электрическим сигналом. Соответственно, АК проходит от каждого динамика к ресиверу или усилителю. Сабвуфер обычно подключается через монофонический АК. С другой стороны, двухъядерные стерео-кабели используются для динамиков. Два медных провода, каждый передает аудиосигнал от приемника к коробке. В аудиосистеме существуют следующие виды кабелей:

  • Электрический — для питания всех устройств системы. Здесь наиболее важным критерием является сечение.
  • Звукопроводящий провод динамика, его основная роль состоит в том, чтобы обеспечить наилучшее соединение между усилителем и громкоговорителями, чтобы рассеивать минимум энергии. Для этого сопротивление проводников должно быть как можно ниже по сравнению с полным сопротивлением установки.
  • Аудио-кабель — коаксиальный АК, состоящий из одного или нескольких проводников, окруженных экраном. Этот тип может использоваться для передачи сигнала линейного уровня, а также для микрофона.
  • DMX — это цифровой сигнал, такой же как AES / EBU. DMX имеет идеальное значение характеристики полного сопротивления от 100 до 120 Ом.

Как выбрать и рассчитать

Важность выбора правильного сечения часто недооценивается, независимо от того, идет речь о стереосистеме или домашнем кинотеатре. Кабели громкоговорителей в современных жилых помещениях должны выполнять более одной технической функции, поэтому требования к ним также меняются. АК часто должны быть невидимыми, насколько это возможно и иметь возможность передавать звуковой сигнал идеально.

Выбор аудиопровода

Главными критериями подбора АК считаются:

  • Длина. Перед выбором потребуется измерить промежуток между громкоговорителем и усилителем. Рекомендуется приобретать изделия с небольшим резервом.
  • Топология, другими словами, каким способом расположены проводки в жиле.
  • Количество токопроводов. Многожильные провода по максимуму снижают все варианты искажений.
  • Наружный вид.
  • Используемые защитные материалы.
  • Вид зажима.

Использование DMX

Что это такое

Главная особенность такого кабеля в том, что он должен передать к динамику аудиосигнал без искажения, этим он будет отличаться от обычной проводниковой продукции. Если изделие некачественное, на выходе получится искаженное звучание с фоновым шумом или с низким мощностным сигналом. Это происходит из-за того, что доля энергии звука будет направлена на нагрев АК. Чтобы сохранить качество сигнала, применяют специальный кабель для акустики.

Бухта кабеля для акустики

Для максимальной сохранности акустическойпроводимости оптимален токопровод, выполненный из очищенной меди. В дорогостоящих изделиях зачастую применяются композитные жилы из разных металлов. К примеру, на токопроводы из меди напыляется олово либо серебро. Вследствие такой модернизации провода становятся почти совершенными.

Тем не менее, «чистый» аудиосигнал может быть испорчен шумовыми полями вне устройства. Именно поэтому АК покрывают защитной изоляцией. В качестве изоляционных материалов используют разное сырье, при условии, что оно относится к превосходным диэлектрикам.

Важно! Наиболее перспективным вариантом считается тефлоновый изоляционный материал, немного хуже работают полипропиленовые составы. Их применяют для недорогих проводниковых изделий, в системах, где разница в качестве не будет так ощутима.

  • Отзывы (7)
  • :

Очень часто, выбирая звуковой кабель для акусической системы, люди думают, что чем красивее кабель, тем лучше он работает. А красивая «обёртка» чаще специально используется всего лишь для взуальной привлекательности товара. Ещё как правило, покупатель кабеля редко находит время для прослушивания предлагаемой модели, а то и просто такой возможности нет в самой торговой точке.

Каждый понимает, что профессиональный кабель — хороший кабель, но не каждый знает, что профессионалам не нужны «понты» в виде сочной изоляции, красочной упаковки. А потому профессиональный акустический кабель будет иметь самый простой внешний вид, а его изоляция будет однотонная или просто чёрного цвета.

Но потребитель покупает глазами… Потому мы решили подготовить эту небольшую статью в помощь начинающим меломанам и любителям домашних кинотеатров.

Немного теории..

Какими бы ни были хорошими усилители и динамики, без проводов, соединяющих их с усилителями они будут угрюмо молчать. Чтобы звук из колонок радовал уши, надо сначала порадовать их самих и подсоединить к ним те провода, которые надо. Обычно кабели, которые используют для подключения к колонкам называют «акустическими” или «колоночными”, а теперь еще и «спикерными”.

Начнем с простого:

Способность проводов пропускать через себя электрический ток зависит от материалов, используемых при их изготовлении. И, как ни удивительно, серебро, а не золото чемпион среди проводников. Первые 4 места соревнований по проводимости среди химических элементов распределены так :

Ag Серебро

Cu Медь

Au Золото

Al Алюминий

Чтобы не было короткого замыкания, провода принято изолировать, поэтому металлические жилы оборачивают или заливают тем, что не проводит электричество. Каких только видов изоляции не бывает, но главная ее задача — не дать проводам замкнуться с соседями или с человеком.

Сами провода состоят либо из одной толстой проволоки или из множества тонких проволочек («жил”), скрученных между собой. И их так и называют «одножильный” или «многожильный”. Многожильный провод проигрывает одножильному в способности проводить ток, но выигрывает во многих других соревнованиях, особенно в гибкости и «неломучести” от многократного изгибания. Но не советуем сильно заблуждаться — от многократных перегибов ломается все и многожильный шнур тоже.

Как кабель влияет на качество звука?

Сначала об «элитных” стандартах Hi-Fi и Hi-End : Дискуссии на тему «Высокая верность воспроизведения” не меньше 50 лет.. И тогда и сейчас оценку выставляли не приборы а эксперты. И тогда и сейчас вывод одинаковый: хотите услышать верное воспроизведение — идите на акустический концерт. В мире нет и не будет абсолютно линейной техники, которая без искажений запишет и воспроизведет звук так как он звучал при записи. Искажения неизбежны, а спекуляции на этом не будут иметь конца. И какую технику выбирать остается делом вкуса и ограничивается размером кошелька и здравым смыслом, если он имеется. Самый главный критерий — нравится или не нравится.

К примеру утверждение, что использование в Hi-End кабелях посеребренной меди улучшает воспроизведение обертонов это, как говорил один наш хороший знакомый, «чушь противотанковая”. Мало того, что серебро ненамного отличается по проводимости от меди, так еще и эффект распространения высокочастотных токов по поверхности проводника начинает сказываться в диапазоне радиочастот, а для звукового и ультразвукового диапазонов он ничтожно мал. Зато провода «богато” оформлены и народ с кошельками охотно верит, что только этот кабель и нужен их технике.

Так что про такой кабель можно смело цитировать В.Высоцкого : «толку от него было как от козла молока, но и вреда однако тоже никакого”.

Что можно сказать про бескислородную медь OFC (Oxygen-Free Copper) и монокристаллическую медь ОСС (Ohno Continuous Casting)? И тот и другой сорт имеют массу замечательных свойств. Бескислородную медь очищают от растворенного в ней кислорода и окислов разогревая и разливая в вакууме или иной среде, обеспечивающей защиту от попадания окислов и других примесей. Ее структура становится однородной и не создает препятствий движению заряженных частиц. Для производства ОСС используется еще более сложная технология. Оба вида широко применяются в микроэлектронике, в космической и других высокотехнологичных промышленностях.

Но применительно к акустике следует вспомнить крылатое выражение медиков «Витамины обогащают мочу пациента и карман фармацевта”. Все резоны а-ля «снижает степень искажения звука и уровень посторонних шумов”, «не подвержены внутренней коррозии и их проводимость со временем не ухудшается” предназначены для неискушенного уха готового платить покупателя.

Еще раз: если проводник из меди, то «монокристалличен” ли он или «обезкислороден”, или и то и другое вместе, для акустических систем не имеет какого-либо существенного значения. Все эти преимущества проявляются ниже зоны чувствительности человеческого уха и шумы проводников на несколько порядков ниже уровня шумов, издаваемых транзисторами и другими радиодеталями.

Для акустических кабелей главное чтобы в них была медь и чтобы она не ржавела на манер «китайской” латуни на сантехнических фитингах. Что касается «неподверженности внутренней коррозии”, то медь прекрасно чувствует даже в речной и морской воде, так что внутри нормально сделанной изоляции она прослужит сотню лет.

Что стоит знать о сечении акустического кабеля?

Потери передаваемой энергии, зависят от сечения проводника. Чтобы узнать какое сечение у провода, его надо разрезать точно поперек и посчитать площадь торца. Соответственно чем толще провод, тем больше сечение.

В США изобрели свой стандарт, назвав его «American Wire Gauge System” или сокращенно AWG, который, чтобы посильнее уязвить европейцев. еще и перевернули с ног на голову, то есть чем больше калибр, тем меньше диаметр. Таблица соотвествия калибров площадям обширная, но вот для примера несколько часто применяемых типоразмеров для одножильных проводников :

Зачем вообще нужно рассчитывать сечение акустического кабеля для прокладки колоночных шнуров? Дело в том, что если металл не идеальный проводник, то он греется от проходящего через него тока. Это значит, что если у вас мощная акустика, то придется взять достаточно толстый провод. А еще есть прямая зависимость сечения от длины. Следует знать, что чем длиннее путь до колонки, тем больше сопротивление проводников, а значит и потери в громкости и качестве. Но чем больше сечение проводника, тем меньше его удельное сопротивление, поэтому взяв провод потолще вы гарантированно не потеряете ни одного драгоценного ватта из отпущенных усилителем.

Пример расчета нужного сечения аудиокабеля:

Домашнюю акустику чаще всего подключают двухпроводным многожильным кабелем и такой тип является самым распространенным вариантом спикерного кабеля.

Осталось определится с его сечением. Для этого надо узнать, а насколько сами колонки сопротивляются подаваемому к ним току. Чтобы узнать какое сопротивление у вашей акустики надо заглянуть в паспорт или на заднюю стенку. Если ничего не узнали, ищите прибор измеряющий сопротивление (тестер, мультиметр, омметр) и меряйте его сами.

Чем меньше сопротивление колонки, тем больший ток она будет потреблять, а значит потребуется большее сечение. Есть такой параметр как плотность тока, то есть какой ток течет через единицу площади. Осталось посчитать какой ток будет потреблять ваша акустическая система, для чего надо использовать эту формулу : I = PR, (где I — ток, P — мощность акустики, R — сопротивление). Разделив полученную величину на нормативную плотность тока получим минимальное сечение. Для примера колонке мощностью 100 Ватт и сопротивлением 4 Ома нужен ток равный корню из (100/ 5) = 5 Ампер. Если почитать ПУЭ (сами ищите, что это значит) то номинальная плотность тока для медных проводов лежит в пределах — 2,7…3,5 А / мм2. То есть минимальное сечение провода для таких колонок — 1,8…2,3 мм2. Вот от этого и надо плясать. Для полной уверенности в наших расчетах осталось определить какое же сопротивление будет у этого провода. Для этого находим удельное сопротивление медных проводников — 0,017 Ом•мм2/м. Делим эту величину на сечение, умножаем на удвоенную длину кабеля и получаем, что максимальное сопротивление для 10 м провода сечением 1,8 квадрата будет 0,017 / 1,8 * 20 = 0,189 Ома. Это в 21 раз меньше сопротивления динамика, что вполне соответствует ничем всерьез не обоснованным требованиям для Hi-Fi техники. Расчеты показали, что для длин в пределах 5 метров сопротивлением кабеля можно смело пренебречь. Главное — это быть уверенным что провода действительно из меди, а не омедненной тряпицы. Когда продавцы будут уверять что вам надо никак не меньше 4-х квадратов, это значит что на вас тривиально хотят нажиться.

Какой акустический кабель выбрать?

Как и почти везде главные критерии выбора — качество и долговечность.

Как это ни грустно, но если вам нужно и то и другое, то сильно сэкономить не получится. К тому же технологии имитации сейчас развиты чрезвычайно и мы регулярно покупаемся на «выгодные скидки”, причем почти сразу понимаем, что выгоду получили отнюдь не мы.

Профессиональные модели акустических (спикерных) кабелей немецкой марки KLOTZ a-i-s

LYP0.. LY2.. SCY2.. SCH2..
Параллельно идущие проводники.
Изоляция одинарная (чёрный, белый, прозрачный)
Проводники перевиты между собой с определённым шагом.
Двойная изоляция.
Проводники перевиты между собой с определённым шагом.
Двойная закладная изоляция.
Проводники перевиты между собой с определённым шагом.
Двойная негорючая изоляция.

Мультикорные модели профессиональных акустических (спикерных) кабелей для подключения Bi-wiring и Bi-amping

LSC.. LYS.. SCH4..D SCFR4..
Проводники перевиты между собой с определённым шагом.
Двойная изоляция.
Добавлен сенсорный провод 2,5 мм².
Двойная усиленная изоляция.
Проводники перевиты между собой с определённым шагом.
Двойная негорючая изоляция.
Витая структура проводников.
Негорючая изоляция повышенной надёжности.

На что важно обратить внимание при покупке акустического кабеля?

На то, как выглядит медная жила. Если кабель очень мягкий или очень жесткий, то это повод для сомнений. Вполне может быть, что вам предлагают омедненный сплав. а не чистую медь. Все сплавы заведомо хуже меди по проводимости. Аргументация, что они лучше меди, потому что не окисляются и не ржавеют — это попытка ввести в заблуждение. Процессы окисления меди идут очень медленно и если контакт был нормальный, то с ним многие годы ничего не случится. А остальная медь закрыта химически нейтральной изоляцией и она будет дополнительно препятствовать разрушению металла. Кстати это очень важный показатель качества : «свежеоголенные” жилы нового провода не должны быть темнее неочищенной меди, если это не так, то либо медь ужасающего качества, либо изоляция агрессивна и скоро разъест металл. Нам попадались подобные образцы, которые буквально рассыпались в руках.

— Пощупайте и помните изоляцию. Нормальная не должна липнуть к рукам и оставлять следов краски. Она должна быть в меру мягкой, упругой, но прочной и не трескаться при крутом перегибе. Двойная изоляция дороже одинарной, если это не так, то надо уточнить почему.

— Естественно должна быть цветовая маркировка одного из проводов. Иначе вы замучаетесь «фазировать” свою акустику, а это крайне важно для систем объемного звука, чтобы динамики колебались в одинаковую сторону.

— Производители высококачественного кабеля обязательно маркируют свою продукцию и ставят метровые метки, чтобы легко было отсчитывать нужные куски.

— Чтобы быть уверенным, что перед вами не подделка имеет смысл поискать в сети производителя и посмотреть как выглядит его продукция и похожа ли она на то, что вам предлагают.

Ответственные продавцы дорожат репутацией и стараются не никого обманывать, ну разве что сборщиков налогов и таможенников. Дело за малым — найти ответственного продавца. Зайдя на наш сайт вы попали по адресу и мы, ценя ваше доверие, постараемся, чтобы вашей акустике было хорошо звучать. Мы предлагаем лучшие акустические кабели по приемлемым ценам и готовые решения для подключения аудио систем уровней Hi-Fi и High END.

Ответы на часто задаваемые вопросы покупателей акустических кабелей

Вот список ответов на вопросы, которые должен задать себе покупатель, чтобы выбрать кабель для подключения акустических систем:

Оценка решения

Вопрос

Отлично

Удовлетворительно

Скорее плохо

Где купить?

У отраслевых продавцов

В магазинах продающих электронику

В магазинах хозтоваров, на рынках

Сколько жил должно быть в проводе?

Много и свитых специальным образом

Минимум 7

Одна

Из какого металла должен быть кабель?

Медь OFC или радиотехническая

Медь электротехническая

Специальная «медь” из Китая для развивающихся стран, алюминий

Обязательно ли нужен посеребренный кабель?

На ваш вкус, разницы не ощутите.

Нет

«А это че..?”

Какое сечение выбрать?

Желательно рассчитать

Не меньше 0,5 мм2 + по 0,5 мм2 на каждые 50 вт мощности

Чем дешевле тем лучше, ведь не утюг же подключаем!

Сколько нужно слоев изоляции?

Два

Один

А зачем она, пустим параллельно или спичками отгородим.

Какой должен быть цвет изоляции проводов?

Обязательно разной, например красная и синяя, наружная оболочка может быть одноцветной

На изоляции должна быть цветная полоса (белая, красная), чтобы не перепутать плюс с минусом

Какая разница, разберемся если что..

Что делать с излишками кабеля?

Все лишнее обрезать, оставив небольшие припуски на монтаж и демонтаж.

Сначала оставить по паре метров запаса на случай некоторой перестановки, потом излишки отрезать.

Ничего не резать, запихаем бухту за колонку.

Чем снимать изоляцию

Специальным инструментом

Строительным ножом, но предельно аккуратно.

Зубами или ножницами..

Что делать если при зачистке перерезал несколько жил и остатки их немного выступают за пределы изоляции?

Зачистить снова

Лучше переделать, но, если перерезано не слишком много жил, то можно отрезать их ”под корень”, чтобы ничего не выступало за края изоляции.

Оставить все как есть, «а че будет-то..?”

Надо ли звать специалистов для прокладки кабелей

Если денег хватит, то да, но обязательно под вашим присмотром.

Не слишком сложная задача, самому вполне можно справится.

У меня сосед электрик, все развесит как надо..

Надо ли облуживать припоем концы перед соединением с колонками?

Да, контакт будет надежнее и долговечнее.

Не обязательно, но хотя бы зачистить (поскоблить).

Дык и так работает, пошурудим если что..

Можно ли использовать ШВВП или ПВС?

Нет, там медь невысокого качества.

Можно, но если уверены в производителе.

А на рынке другого не бывает..

Предваряя запись об аудио оснащение своей машины, решил немного написать о некоторых нюансах (не вдаваясь сильно в теорию), которые, будут полезны не только любителям качественного звуковоспроизведения в авто, но, и дома.
Сначала несколько слов о своём опыте, что бы было понятно, что мои измышления имеют определённую основу, и не только теоретическую.
Я начал интересоваться и заниматься вопросами качественного воспроизведения с класса 6-ого, наверное. Недостаток денежных средств в этом возрасте, обучение в физ-мат школе, музыкальной школе (класс фортепьяно) и увлечение радиотехникой, помогли сформировать достаточно прагматичный подход. А общение, впоследствии, с людьми, которые профессионально занимались звукозаписью и организацией студий, ещё и вполне адекватный. Было собрано (и собирается) много различных усилителей, «апгрейжено» (твикнуто) много различной аппаратуры, и естественно, не обошлось, без всякого вида и назначения, проводов.
Я не буду утомлять вас теорией — все есть в Интернет, как извечные дебаты — «звучат» провода, или нет… и как, если да, и сколько должны стоить и какими быть. )))
Я обращу ваше внимания на некоторые сугубо практические вещи и на те моменты, которые многие опускают, из-за чего большинство споров и возникают.
И так! На рисунки приведены три основных вида межблочных кабелей и способ их подключения (профессиональный, балансный, я здесь не рассматриваю): 1) Самый дешёвый и простой — просто два провода. Сигнальный и земляной. Соединение внутри аппаратов и между аппаратами, на малых длинах, при отсутствия помех — дешёвый китайский межблочник. Может работать нормально, а может нет )))) 2) Чуть лучше и дороже, где сигнальный помещён в экран, который является одновременно земляным проводом . Лучшее по помехозащищённости… Материалы и качество проводников и изоляции я сейчас не рассматриваю. 3) Самый «сложный» и породивший много мифов и «напар» — один сигнальный, один земляной и экран. И… ВОТ ТУТ! ВНИМАНИЕ! Экран подключается (припаивается) ТОЛЬКО С ОДНОЙ СТРОНЫ. Как правило, разъем (вилка RCA) где экран соединяется с землёй подключается со стороны приёмника. Поэтому на таких кабелях появилось обозначение в виде стрелочек – «направления» сигнала. И именно отсюда… пошёл миф о НАПРАВЛЕНИЕ ПРОВОДОВ… и не только межблочных, но и…»КОЛОНОЧНЫХ»… ))) Не добросовестные продавцы и авторы рекламных и прочих статей, рассказывают о высоком качестве проводников… из чистой, «бескислородной меди», где кристаллы меди формируются «особым» способом, проводники протягиваются, раскатываются в одном направлении, также особым способом ориентируются… и т. п. и т.д… И уже на колоночных проводах появляются стрелки направления подключения… «Провода надо подключать в направлениях, как были раскатаны проводники в них входящие…» )))) И ещё куча всякого околонаучного бреда))) Господа, я не буду комментировать все… Но, если у вас есть элементарное представление… КАКОЙ ток идёт на акустику (динамики), то вы поймёте, что ПЕРЕМЕННЫЙ ток, исходя из названия… МЕНЯЕТ своё направление, и по сему, сначала идёт в соответствии с «направлением» провода… а, потом… против… )))) В советское время, был анекдот, где фигурировал вопрос по физике «на засыпку» — «Может ли синусоидальный ток, течь по прямым проводам»… Из «одной оперы».
Ещё по поводу «межблочников»
— Вы можете покупать их и за 100 и за 200 баксов и за 1000. Но, имейте в виду: в студиях звукозаписи, где, как правило, каждый инструмент и певец «пишутся» на свой микрофон, на многодорожечный рекордер, а потом сводятся в две дорожки, длина микрофонных и межблочных кабелей может достигать сотен метров! Цену за метр, самых распространённых кабелей, например Проель, или Канаре, даже писать не буду — сами посмотрите… ))) Цена кстати идёт обычно за бухту (50 метров, 100…) То есть… вы уже слушаете аудиоматериал, качество которого, было изначально «испорчено» прохождением, через десятки/ сотни метров «дешёвого» кабеля… и, видимо, что бы, не «добить» его качество окончательно, ваши 30-60 см (1-2 фута) должны стоить… » как минимум 10 % от стоимости используемой аппаратуры» — как заявляют нам продавцы и прочие «гуру». ))) «No, comments»
Провода к динамикам/акустическим системам.
Конечно, чем сечение больше, тем в принципе лучше, но не в таком соотношении, как убеждает нас «религия хай энда». (Кстати, сам термин «HI-END», чисто маркетингово — рекламный ход… НЕ ИМЕЮЩИЙ к КАЧЕСТВУ ЗВУКА НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ! Я не буду приводить массу аргументов, а ограничусь лишь одним – выдержкой из описания нового продукта, известнейшей компании Korg, которая, совместно с японской фирмой Noritake представила новый вид электронных ламп – Nutube: «Nutube 6p1 definitely cannot be used in Hi-Fi equipment because the requirement for this audio equipment is too high for this component. However, devices which uses Nutube 6p1 can get Hi-End marking. This label does not need any minimum requirement but they must use some innovative solutions.» /Nutube 6p1 определенно не может использоваться в Hi-Fi оборудовании, потому что требования к этому аудиооборудованию слишком высоки для этого компонента. Однако устройства, использующие Nutube 6p1, могут получить маркировку Hi-End. Эта метка не требует каких-либо минимальных требований, но они должны использовать некоторые инновационные решения./) Необходимое сечение не так велико и может быть рассчитано из соответствующих формул. Споры, в моем понимании, часто происходят из-за недооценки реальных условий использования. А именно: при использовании динамиков/акустических систем высокой чувствительности (от 92дБ, например) подводимая мощность, редко, даже в пиках, будет превышать 32Вт на 4 омах, ибо это уже 107 дБ по звуковому давлению на один канал (очень много). В то же время, при «тугих» системах (порядка 84 дБ), для достижения такого же уровня требуется уже порядка 250 Вт. При такой мощности ток возрастает многократно, потери в проводах намного больше и могут уже быть заметны во влиянии на качества звука. Если же мы говорим о комфортном уровне звука, то средняя мощность для первых систем: один ват – два, для последних – порядка 10 Вт… о каких проводах толщиной в руку, палец… может идти речь? ))) Я уже, не говорю о том, что в фильтрах высококачественных акустических систем (пассивных), используют катушки с «воздушными сердечниками» (то есть вообще без сердечников), а это – ещё, несколько десятков метров одножильного (пусть и медного) провода внутри. Так что, 1 – 3 метра провода к колонкам, на этом фоне особой роли не играют.
Текста получилось много – 1000 извинений. Если тема интересна, то она будет более полно раскрыта в записях посвящённых, как я уже писал в начале, аудио переоборудование моей машины.
Всем разумного подхода – не тратьте деньги на то, что Вы никогда не услышите и… слушайте музыку, а не провода! )))) И тем более… не слушайте помехи – правильно заземляетесь!
P.S. На втром фото, к сожалеению плохо видно — на верхнем разъёме, экран — НЕ припаян («висит»). На нижним, земляной провод и экран свиты и припаяны к корпусу разъёма.

Все дискуссии об эзотерике в аудио, которые возникают в том числе на этом форуме в конце концов упираются в один вопрос , ответ на который пока не может дать никто. Что такое правильное направление провода?
Для начала попробуем разобраться в том ,когда направление проводов замечается слушателем и когда это ощущение исчезает.
Мне удалось дать ответ на этот вопрос еще в 1990 г. когда я придумал методику для отслушивания разницы в звучании проводов с помощью сбалансированной по-канально стереосистемы.
Напомню, что сбалансированной по—канально следует считать такую стерео систему, в которой все элементы и провода в каналах одинаковые , одинаково направлены и еще, объективный разбаланс, между каналами, измеренный микрофоном с вольтметром (на треть октавном «розовом» шуме) не превышает +- 1 дБ.
В такой стереосистеме, стерео образ моно записи , который локализует слушатель размером примерно с теннисный мячик оказывается точно в середине между колонками на всех частотах треть октавного «розового» шума в диапазоне примерно от 100 Гц до 12-14 кГц . Думаю что у вас такой острой локализации нет , так как вы не учли направления проводов и электро элементов в своей системе..
Помню, для меня стало шоком, когда в такой идеально сбалансированной стереосистеме возникло смещение стерео образа, после того как последовательно с одним из акустических проводов я включил отрезок ИНОРОДНОГО провода длиной 10 см.
Оказалось , что после этого подключения локализуемый образ в зависимости от среднегеометрической частоты шума стал перемещаться по горизонтали от одной колонки к другой , с непонятной для меня закономерностью, причем объективных (измеренных вольтметром ) различий между каналами не было .
Я попытался скомпенсировать это отклонение регулятором стерео баланса усилителя , и выяснилось , что отклонение образа на 3 см на стене между колонками, вызванное инородным проводом соответствует внесению в тракт воспроизведения компенсирующего, причем совершенно объективного разбаланса между каналами в 1 дБ . Если отрезок провода длиной 10 см, на некоторых частотах треть-октавных полос может без каких либо объективных различий сигналов на зажимах громкоговорителей вызвать отклонение стерео образа аж на 15 см и даже более , то пройти мимо этого явно аномального явления я не смог и решил впредь измерять наблюдаемые отклонения в зависимости от частоты линейкой прямо на стене и выражать эти отклонения на бланке АЧХ, как зависимость изобретенной мной тогда единицы дБS ,( а иначе числа дБ, требуемого чисто электрического разбаланса каналов, для того , чтобы вернуть субъективный образ в середину между колонками) от среднегеометрической частоты треть октавного шума. Буква S означает ,что дБ эти исключительно субъективные.
В результате мне удалось определять для каждого тестируемого ИНОРОДНОГО провода ,(а таких нашлось у меня в чулане не мало ) вносимую ими в зависимости от частоты эзотерическую «окраску» , которая как и предполагалось была разной в прямом и обратном включении этого проводника .см. http://www.aml.nm.ru/measurement_of_the_colouration.htm .
Подчеркиваю, речь идет о эзотерической, то есть слышимой, но не измеряемой объективными средствами окраске звучания. Почему именно окраске? Да потому ,что так ее услышали известные звукорежиссеры в моем эксперименте см http://www.aml.nm.ru/measurement_of_the_colouration.htm
А что если проделать то же самое, но не с треть — октавными полосами шума , а с синусоидальными сигналами, причем на тех же частотах .
Оказалось, ни каких эзотерических эффектов на синусе не наблюдается. То есть, если объективного рассогласования между каналами нет, то и аномального смещения образа от центра между калонками не наблюдается. Причем ни конструкция провода ,ни его качество, ни цена на это ни как не влияют.
Возникает вопрос ! А в чем собственно объективное различие между треть октавным и синусоидальным сигналами с точки зрения чувственного восприятия звуков, их окраски ,ощущения стерео баланса и что собственно является причиной необъяснимого отключения слушателя от этих эзотерических ощущений .
Можно представить синусоидальный сигнал (см.вложение)
Треть-октавный шум, можно выразить в похожей форме но уже аналитического сигнала ( см. вложение)
Как вы можете заметить главным признаком различий 1/3 окт. шума и синусоидального сигнала является его изменчивость в пределах полосы этого шума.
Мы можем представить себе эту изменчивость как совокупность частотных и амплитудных модуляций синусоидального сигнала (см. вложение)
Как выяснилось именно модуляции, выражающие изменчивость сигнала и провоцируют эзотеризм восприятия звучания. Нет модуляций — нет эзотерики в звучании. А если нет эзотерики –нет чувственного восприятия звучания.
Оказывается, человеческий слух (слуховая часть мозга) прекрасно приспособлен для восприятия этих модуляций (см. кн. Цвиккер , Фельдкеллер –Ухо как приемник информации, 1971 ). При этом слух способен улавливать эти модуляции , осознано различать ЧМ и АМ , но только если спектр этих модуляций не выходит за пределы так называемых критических полос слуха ( критическая полоса по ширине примерно равна 1/3 октавы ) и что главное он, СЛУХ способен насыщать модуляции эзотерическим смыслом, энергетикой и чувственной красотой.
Итак, природа критических полос слуха и модуляций акустического сигнала в пределах этих полос это как замок и тайный ключ к нему ,которые собственно и открывают нам окно в музыкальность…
А если иначе , музыкальность аппаратуры это ясность передачи упомянутых выше модуляций , тогда как звуковая ясность первый уровень восприятия ) связана с точностью передачи атаки звуков и т.п.. Но это другая история.
Именно модуляции у реальных музыкальных инструментов и голосов подсказывают нам адекватный тест на музыкальность электро элементов и проводов, и естественно самой аудиоаппаратуры.
Тест его описание
Для того , чтобы музыка через Вашу аудиосистему звучала выразительно , красиво и энергично это система должна ясно воспроизводить все свойственные музыкальным инструментам и голосам модуляции на всех частота диапазона этих музыкальных инструментов .А для этого система должна быть собрана из элементов и проводов, отвечающих этим требованиям на материальном и эзотерическом уровне.
Контроль за выполнением этих требований это задача гораздо более сложная и главное многомерная в отличиии от ,не атрибутированной одномерной ясности, как это предлагает делать Антон Степичев в своей статье О контурах http://www.aml.nm.ru/articles2/amp.htm
В качестве тестовых сигналов, позволяющих полноценно выбрать , элементы , провода и их направления я бы посоветовал использовать не синтетические сигналы , а записи следующих музыкальных инструментов и голосов :
1.Гобой (диапазон 233- 1568 Гц ) частота модуляции, в основном ЧМ примерно 1 Гц, (ощущение текучести звука)
2 .Флейта/поперечная (диапазон 261- 2093 Гц ) частота модуляции , в основном ЧМ примерно 2 — 3 Гц (красивая вибрация)
3. Виолончель ( диапазон 65- 700 Гц ) частота ЧМ/ АМ модуляции примерно 5-6 Гц (ощущение вибрации близкое к вибрации человеческого голоса)
4.Человеческий голос мужской голос ( диапазон от 80 до 1000 Гц , сопрано ( диапазон 180-1300 Гц ) (самые красивые вибрации с частотами 5-6 Гц )
5.Скрипка ( диапазон 136-2000 Гц) частота ЧМ / АМ модуляции примерно 6-7 Гц ( очень красивая вибрация)
6..Труба концертная( диапазон 185 -1046 Гц), тромбон ( 81- 520 Гц) частота ЧМ/АМ модуляции примерно 8-12 Гц ( резкая энергичная вибрация АМ/ЧМ модуляции)
7.Модуляции других инструментов с частотами выше 16 Гц воспринимаются слушателем как резкие, и не комфортные.
В свое время я эти модуляции назвал музыкальным мусором . http://www.aml.nm.ru/formula1.htm
С учетом этой информации правильный проводник ,компонент аудиосистема должны воспроизводить примерно на одном уровне выразительности модуляции с частотами от 1 до 15 Гц ,а модуляции с более высокими частотами должны плавно ослабляться .
Именно этим свойством обычно обладает естественная акустическая , то есть чисто физическая реверберации (основу которой составляют случайные пере отражения в помещении ) . Аналогичные явления происходят в электронных компонентах и проводах в результате так называемой эзотерической рандомизации фаз, но, к сожалению, электронная рандомизация, особенно в случае применения транзисторной и особенно миниатюрной электроники и если материалы проводников не лучшие , а также ошибочно выбраны направления этих проводников подчеркивают модуляции от 8 до 20 Гц , что вызывает ощущение грубости ,резкости звучания , а если при этом модуляции ниже 6 Гц заметно ослабляются , то возникает ощущение холодности , невыразительности звучания.
О роли рандомизации, в том числе электронной как эзотерического фильтра модуляций я написал еще в своей статье http://www.aml.nm.ru/articles/formula4.htm
Итак , мы вплотную подошли к вопросу какое направление проводников правильное а какое нет. Так вот нет ни каких четких критериев в этом вопросе, кроме предпочтения направления при котором наблюдается наибольшее сходство создаваемой проводниками и элементами рандомизации с акустической статистической реверберацией.
Литература
1. Миддлтон Д. Введение в статистическую теорию связи. М., 1961, т. I, с. 143-147.
2 . А. Лихницкий -Качество звучания / Новый подход к тестированию аудиоаппаратуры, ПиК ,1998
3 А. Лихницкий О музыке , ее исполнении и качестве звучания ,АМ 3(4) 1995 ,с.66
Статья будет позже уточнена и дополнена иллюстрациями.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *