Как правильно настроить виниловый проигрыватель

Как правильно настроить виниловый проигрыватель

Немного потраченного времени для достижения отменного звучания.

Прежде чем приступать к прослушиванию виниловых пластинок и в полной мере окунуться в мир аналогового звука, необходимо произвести настройку проигрывателя. Помните, что проигрыватель виниловых пластинок, несмотря на кажущуюся технологическую простоту, на самом деле очень чувствительное устройство. Для получения оптимального звука и безотказной работы проигрывателя ему требуется постоянное и стационарное место в вашей квартире или доме. Винил не любит транспортировки.

Этап 1. Выставляем уровень проигрывателя

После установки винилового проигрывателя необходимо выставить оптимальный уровень устройства. Планшайба (диск на который кладутся пластинки) должна располагаться строго горизонтально. Главным помощником в этом станет строительный уровень типа «крестовина», либо iPhone с запущенным приложением Компас, открытым на вкладке Уровень. В качестве дополнительного аксессуара можно найти и специализированный пузырьковый уровень от таких производителей как AudioTechnica, Clearaudio, Ortofon.

Регулировку можно произвести с помощью ножек проигрывателя, подкручивая их по высоте. Обратите внимание, что замерять уровень отклонения от «идеального горизонта» следует не только на планшайбе, но и в нескольких точках самой деки проигрывателя:

Как только уровень покажет строго горизонтальное положение, переходим к следующему этапу.

Этап 2. Настройка картриджа

Каждая головка звукоснимателя, непосредственно перед эксплуатацией должна пройти процедуру предварительной настройки. От того как будет расположена звукоизвлекающая игла зависит площадь и угол ее соприкосновения с дорожками пластинка, а, соответственно, и глубина, насыщенность и частотные характеристики снимаемого звука.

Несмотря на то, что выставление иглы можно выполнить с помощью обычной линейки, для правильной настройки картриджа существует профессиональный транспортир. Оптимальное расстояние от иглы до ножки звукоснимателя составляет 50 мм.

Для регулировки уровня вылета иглы на головке звукоснимателя предусмотрены два крепежных винта (зависит от конкретной модели). Немного послабив их, вы сможете переместить каретку. Установив иглу на уровне 50 мм, зафиксируйте прижимные винты.

Следующий немаловажный момент заключается в правильном выставлении азимута головки звукоснимателя. Для этой процедуры нам понадобится зеркало.

  1. Положите зеркало на планшайбу.
  2. Подведите тонарм и опустите головку звукоснимателя на зеркало.
  3. Обратите внимание на то, чтобы головка лежала строго перпендикулярно.

Для регулировки азимута обратите внимание на тонарм. У основания головки звукоснимателя на ножке тонарма (в нижней ее части) есть крепежные винты. Послабив их, поверните патрон таким образом, чтобы угол между иглой звукоснимателя и планшайбой (зеркалом) составлял 90 градусов.

Настройка азимута предусмотрена и в некоторых моделях звукоснимающих головок. В таком случае, регулировать азимут с помощью тонарма нет необходимости.

Этап 3. Настройка тонарма

Одним из главнейших элементов любого проигрывателя виниловых дисков является тонарм. Его задача заключается в удержании звукоснимателя над виниловым диском и плавном перемещении головки во время воспроизведения. От правильности настройки тонарма зависит конечное звучание, ведь именно тонарм передает сигнал от звукоснимателя к фонокорректору.

Для регулировки угла бокового слежения тонарма потребуется распечатать бумажный шаблон, загрузить который вы можете . При распечатке будьте внимательны: проверочная линия должна составлять ровно 180 мм. Значения 60,325 и 117,42 – это фактически необходимое расстояние в миллиметрах от центра шпинделя до ближней и дальней точек установки иглы (крестовина на сетке). По этим значения проводите сверку при распечатке.

Область черной точки предназначается для установки шаблона на шпиндель проигрывателя. Надев шаблон на шпиндель, приступаем к настройке.

    1. Установите иглу на строго центральную точку пересечения линий сперва на дальней области решетки (та, что ближе к краю пластинки).

    2. Обратите внимание на положение головки относительно сетки. Головка должна стоять строго параллельно.

    3. Переместите головку звукоснимателя на ближнюю область решетки (та, что ближе к центру пластинки).

    4. Убедитесь, что головка также параллельна линиям шаблона.

В случае, если головка не параллельна линиям разметки шаблона, послабте фиксирующие головку два винта (расположены на картридже) и установите их под правильным углом.

При выставлении тонарма еще одной задачей является определение оптимального уровня его давления (прижимной силы тонарма) на поверхность пластинки. Допустимый диапазон веса всегда указывается либо в инструкции проигрывателя, либо отдельно в паспортных характеристиках головки звукоснимателя. Величина измерения – граммы, которая обычно варьируется в пределах от 1-2,5 грамма. Для установки прижимной силы тонарма необходимо:

  1. Установите антискейт на отметки 0 (поворотное горизонтальное колесо с делениями у основания тонарма).
  2. Опустите тонарм и с помощью грузиков отрегулируйте его в положение «свободного полета». Головка звукоснимателя при это должна быть параллельна деке проигрывателя, не поднимаясь вверх и не опускаясь вниз.
  3. На регулирующем кольце у основания грузиков (вертикальное кольцо) установите значение 0.
  4. Поставьте тонарм на держатель.
  5. На регулирующем кольце, поворачивая его по часовой стрелке, установите значение, соответствующее паспортным характеристикам звукоснимателя.

Для контроля прижимной силы можно воспользоваться и специальными весами, обеспечивающими точность показаний до сотой доли грамма.

В соответствии с установленной прижимной силой необходимо установить и величину антискейтинга. Антийскейтинг – это специальная система противовеса, которая позволяет предупредить произвольное перемещение звукоснимателя под действием центробежной силы.

По умолчанию величина антискетинга равна величине силы прижимной силы. Для более тонкой настройки желательно воспользоваться специальным лазер-диском.

Установив лазер-диск, запустите проигрыватель и опустите тонарм со звуковой головкой на поверхность диска. Смещение головки корректируется с помощью поворота ручки антискейтинга. Добейтесь такого уровня антискейтинга, при котором во время вращения диска головка звукоснимателя не будет уходить в сторону.

Этап 4. Установка угла отслеживания иглы

Запись всех виниловых пластинок производится строго под определенным углом. Угол резания традиционно составляет 20 градусов (старые пластинки имеют угол в 15 градусов). Для воспроизведения звука с минимальными искажениями необходимо правильно выставить картридж звукоснимателя. Он должен располагаться строго параллельно пластинке.

Для настройки потребуется специальный пузырьковый уровень, которым мы пользовались при выравнивании проигрывателя, но значительно меньшего размера.

    1. Установите пластинку и подведите тонарм.

    2. Опустите головку звукооснимателя на пластинку.

    3. На головку звукоснимателя положите пузырьковый уровень.

    4. С помощью регулировочных винтов опоры тонарма скорректируйте его высоту до «идеальной параллельности» головки.

Некоторые модели проигрывателей виниловых пластинок не предусматривают настройку высоты тонарма. Вместо этого производитель указывает оптимальные картриджи, которые соответствуют параллельной установке тонарма.

На этом настройку винилового проигрывателя можно считать оконченной.

P.S. Если после покупки винилового проигрывателя вы не можете понять за что же, собственно, так хвалят винил, займитесь тонкой настройкой проигрывателя. Потраченное время с лихвой компенсируется отменным качеством звучания.

Удачной настройки и приятного вам прослушивания!

Подготовлено при поддержке Audio Technica.

(10 голосов, общий 4.60 из 5)
🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegramнаш Telegram. … и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒 iPhones.ru Немного потраченного времени для достижения отменного звучания. Прежде чем приступать к прослушиванию виниловых пластинок и в полной мере окунуться в мир аналогового звука, необходимо произвести настройку проигрывателя. Помните, что проигрыватель виниловых пластинок, несмотря на кажущуюся технологическую простоту, на самом деле очень чувствительное устройство. Для получения оптимального звука и безотказной работы проигрывателя ему требуется постоянное и…

Настройка проигрывателя винила

Если у вас зуд по улучшению вашей системы, но нет денег, то возможное решение — потратить некоторое время на возню с проигрывателем винила. (Но если вы ушли в CD, то вам здесь не светит.) Подобно всему остальному, тонкая механика проигрывателей подчинена законам энтропии и постепенно расстраивается, заставляя вас тоже расстраиваться от прослушивания. Возвращение каждые шесть месяцев или около того к истокам, восстановило бы вашу веру (если она пошатнулась) в виниле и, возможно, в вашу систему.
Если Вы нуждаетесь в доказательстве музыкального воздействия перестройки, прочтите этот параграф, остановитесь и сделайте следующее. Выберите приблизительно десять тактов знакомой записи и проиграйте ее несколько раз. (Если вы считаете, что несколько быстрых повторов повредят запись, используйте пластинку, которой вы не дорожите). Запомните звук (женский голос лучше всего). Теперь измените силу прижима. Не пользуйтесь приборами, только прибавьте или отнимите десятую часть или две грамма. Слышите разность? — неважно хуже или лучше. Это — только одно малое изменение в целом ряде таких изменений.
Тщательность поможет вам получить все от ваших долгоиграющих пластинок, потому что вы работаете в очень точном масштабе. Канавки записи по ширине — несколько тысячных дюйма. В зависимости от громкости системы, В зависимости от громкости воспроизведения вы можете обычно слышать приблизительно 60 + dB, что означает, что вы слышите смещение канавки порядка нескольких миллионных долей дюйма. (Это подобно расщеплению волоса на одну тысячу частей.) Каждое минимальное движение или вибрация, возникающие на этом уровне (очень усиленные), можно услышать сквозь ваши динамики.
Теперь следует основная методика по установке проигрывателя винила. Непрактично, если не невозможно, давать более детальное разъяснение, как оптимизировать отдельно взятый проигрыватель — это заняло бы страницы. Вместо этого, мы даем основные объяснения для каждой процедуры, наряду с некоторым руководством относительно того, что делать в каждом конкретном случае. Это дает отправную точку для ваших собственных исследований. Если вы чувствуете, что не так ловки, не продолжайте. (Вы можете повредить дорогую аппаратуру.) Найдите того, кто может совершить это волшебство. (Только убедитесь, что он является экспертом, знаком с вашей специфической системой и раньше такие настраивал.) Эта методика не заменяет руководство пользователя, которое должна быть основным вашим путеводителем.
Важный момент: Если срок службы вашего картриджа уже длительный, то многое из следующего не даст того звукового впечатления, которое могло бы дать. Имеется даже небольшой шанс, что изношенная игла повреждает ваши записи. Картриджи — одни из наиболее трудных (и наиболее дорогих) решений при покупке, потому что его невозможно взять для предварительного прослушивания. Как временная мера (прежде, чем потратить большие деньги на бреднэйм), попробуйте одну из высоко котируемых, но недорогих марок. С другой стороны, не получите синдром «картридж на месяц”. Старые картриджи могут звучать почти столь же хорошо как лучшие из сегодняшних.
На различных этапах настройки ваша система может звучать не так приятно в музыкальном смысле как раньше. Остерегайтесь думать, что вы сделали неправильное регулирование. Много раз вы будете делать технические улучшения, которые откроют вам раньше не слышимый отвратительный звук. Пытайтесь его устранить, а не возвращайтесь на предыдущую ступень. Если система звучит чище в самом низу, и немножко расплывчато, вы, вероятно, ее улучшили. С другой стороны, если ничто не изменилось за исключением того, что это теперь звучит «противно”, то вы, вероятно, допустили ошибку в регулировании.

Опоры корпуса и подвес основания

Их задача, изолировать основание проигрывателя от низкочастотных вибраций, приходящих снаружи. Хорошо работают пружины, особенно в сочетании с резиновыми втулками — их ставят либо между базой и внешним корпусом, либо, реже, между опорной поверхностью и несущим корпусом проигрывателя. Во второй позиции лучше всего работает магнитный подвес. Для эффективной развязки необходимо, чтобы корпус (или база) с диском обладали значительной массой. Влияние этих элементов на звучание не подтверждено.

Тип привода

По большому счёту встречается три типа привода: пассиковый, роликовый и прямой. В прежние времена встречались экзотические конструкции, вроде гидравлического привода. Роликовый привод позволяет легко организовать подстройку скорости вращения. Может служить источником специфических вибраций, хотя при правильном выборе материала ролика этих вибраций можно избежать.

В наше время производители скорее выберут пассиковый привод с процессорной системой управления, нежели более простой и надёжный прямой привод с такой же системой.

Прямой привод является наиболее завершённым с логической точки зрения. Обеспечивает наилучшую равномерность вращения. Коммутатор двигателя может служить источником импульсных помех, однако при грамотной прокладке проводов, уровень помех может быть достаточно низким. Пассиковый привод наилучшим образом изолирует диск проигрывателя от вибраций, но для подстройки скорости приходится применять хитрые системы. В наше время производители скорее выберут пассиковый привод с процессорной системой управления, нежели более простой и надёжный прямой привод с такой же системой. Высокоскоростной двигатель необходимо «отвязать» по вибрациям от стола. Двигатель либо подвешивают на пружинах или эластичных амортизаторах, либо же отделяют его от конструкции проигрывателя.

Главный подшипник

Задача подшипника обеспечить минимальный люфт диска при безусловной свободе его вращения. От качества подшипника зависит неравномерность вращения диска и долговечность привода. Напрямую на звучание не влияет.

Демпфирующие элементы тонарма и диска

Одно из немногочисленных полезных новшеств — виброразвязка основания тонарма и главного подшипника от стола. Во многих случаях позволяет повысит чёткость артикуляции на средних и верхних частотах.

Материал диска и мата

Поворотный диск может быть отлит из металла (обычно из алюминиевого или магниевого сплава), либо изготовлен из акрила, стекла или MDF. Если диск развязан со столом, его масса больше влияет на характеристики, нежели материал, из которого он изготовлен. В прежние времена маты делались почти исключительно резиновыми, и лишь в студийных проигрывателях встречались фетровые маты. В зависимости, от сочетания материала диска и мата звучание проигрывателя может становиться либо наполненным, либо пустым на средних частотах. Бас может приобретать некую вальяжность, либо, наоборот, становиться нервным. По некоторым данным, «твёрдый» мат лучше работает с «твёрдым» опорным диском, и наоборот. По этому правилу к металлу и стеклу лучше идёт резиновый мат, а к акрилу или MDF подходит пробка или фетр. Диск на мат должен опираться большей частью своей поверхности. Если мат имеет лишь внешнее и внутреннее опорное кольцо, при воспроизведении могут возникнуть проблемы с чёткостью контроля баса. Мат должен исключить проскальзывание диска, а в проигрывателях с быстрым стартом фетровый мат может потребовать использования дополнительного прижима диска (clamp). Кстати, присутствие «клэмпа» во многих случаях благотворно влияет на плавность воспроизведения.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *