Мотокультиватор

Мотокультиватор

Мотокультиватор Культиватор

Культиватор — лёгкая сельскохозяйственная машина, предназначенная для обработки почвы фрезами и снабжённая ограниченным набором навесных орудий. В сельском хозяйстве применяются также полевые культиваторы, работающие в составе трактора или райдера.

Культиваторы с двигателями свыше 3.5кВт часто также именуют мотоблоками.

Большая Советская Энциклопедия:

По назначению К. делят на: паровые — для сплошной обработки почвы; пропашные — для рыхления почвы и уничтожения сорняков в междурядьях культурных растений; универсальные — для сплошной и междурядной обработки почвы; растениепитатели — для обработки междурядий с одновременным внесением минеральных удобрений (подкормкой). В СССР выпускаются навесные тракторные К. Основные рабочие органы К. — лапы, окучники, подкормочные ножи, игольчатые диски, туковысевающие аппараты (у К.-растениепитателя).

В отличие от мотоблока мотокультиватор имеет цепной редуктор и культивационные фрезы вместо колес, что значительно снижает его стоимость. Испытания опытных образцов мотокультиваторов показали, что для небольших садовых участков это идеальная машина, способная выполнять комплекс агротехнических операций, от культивации земли и нарезки грядок до уборки картофеля. (по материалам Мотоблок «Салют»)

Напомним, мотоблок — многофункциональная техника. При имеющемся арсенале навесного оборудования на нем можно не только пахать, окучивать, выкапывать, но и убирать снег, мусор, косить траву. Кроме того, мотоблок можно использовать как мини-трактор.

Любопытный факт: установленные на мотоблоках и культиваторах двигатели имеют совершенно идентичные показатели мощности. Однако преимущество мотоблока именно в повышенной функциональности. Мотоблок оправдывает вложенные средства, и повышает продуктивность. Для простого покупателя немаловажным ориентиром при выборе техники может быть необходимость в прицепной тележке — это тоже один из главных козырей мотоблока.

Типичные для данной техники особенности: продольная компоновка с вынесенным далеко вперед двигателем, шестеренчатый редуктор с полноценной коробкой передач и валом отбора мощности, сухое дисковое сцепление. Трансмиссия, выполненная на основе прямозубых шестерен, насколько надежна, настолько и неприхотлива. Предусмотрен межколесный дифференциал с блокировкой (существуют более дешевые модификации вовсе без дифференциала). Помимо жесткой блокировки, есть раздельные тормоза, позволяющие своевременно притормозить буксующее колесо.

Вал отбора мощности выполнен независимо от коробки скоростей и приводится через понижающий редуктор напрямую от двигателя. Подобное решение требует наличия собственного сцепления у активного навесного оборудования, поэтому некоторые деки устанавливают через модуль дополнительной трансмиссии (т.н. адаптер ВОМ). Сайт о садовой технике Тиллер.Ру

На мотоблоках ставится начиная от трехступенчатой, и выше коробки передач, что дает очень хорошие преимущества: можно самостоятельно корректировать нагрузку на двигатель, повышать крутящий момент через редуктор. Существует еще такая модификация мотоблоков, как «FORESTER». Эта техника помимо мощных габаритов привлекательна тем, что на ней имеется вал отбора мощности, масляный насос, и вкладыши (которые соответственно увеличивают моторесурс). На «FORESTER» можно ставить почвенную фрезу, обрабатывающую землю на 100 мм в глубину. FORESTER также обладает дифференциалом, что дает преимущество заднего хода. В принципе, могучим «FORESTER» можно обрабатывать землю площадью до двух гектар.

Техника, обладающая импортным двигателем, предпочтительнее. Меньше допуски, вибрация и разнос. Кроме того, хороший импортный двигатель несколько долговечнее российского. Преимущество наших движков в том, что человеку, разбирающемуся в технике, легче, скажем, самостоятельно подремонтировать или заменить деталь. В импортных «самостоятельный сервис» чреват нарушением регулировки.

На европейских машинах снижен выхлоп, можно сказать, это техника повышенной экологичности. На некоторых моделях от таких брендов, как PUBERT или SOLO, даже устанавливаются катализаторы. Следите за тем, чтобы четырехтактный двигатель культиватора всегда находился в нормальном положении и не переворачивался.

Что касается навесного оборудования, то на более-менее мощный культиватор можно поставить и окучник, и «выкапыватель». Хотя многие, поработавшие с сельхозтехникой, признают, что нашу дернистую землю обрабатывать фрезами получается далеко не так качественно, как плугом. Более компактный культиватор больше подойдет для работы на грядках и в теплицах.

Если на культиваторе будут работать женщины или люди преклонного возраста, обратите внимание на то, каким образом осуществляется его запуск. Сейчас выпускается техника с облегченным запуском. Это, как правило, мотоблоки от американских, японских производителей.

При выборе техники обратите внимание на вид топлива, за счет которого она работает. Достать 92-й бензин в сельской местности бывает несколько проблематично. Масло А-30 тоже продается не в каждом магазине. Обязательно используйте только рекомендованные производителями топливо и масло. Помните: чтобы импортная техника нормально и долговременно эксплуатировалась, ей необходимо техническое обслуживание.

МОТОКУЛЬТИВАТОР- это специализированная техника для обработки почвы на глубину не более 250 мм. Он также предназначен для окучивания и прополки грядок, может тянуть прицеп (смена ФРЕЗЫ на КОЛЁСА) или частично заменить ПЛУГ. Хотя сейчас и предлагается широкий ассортимент НАВЕСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ для МОТОКУЛЬТИВАТОРА с приводом от дополнительного шкива, не стоит гнаться за универсальностью. «MULTITOOL» (инструмент с «большими» возможностями) – штука неоднозначная. КУЛЬТИВАТОР и сам по себе достаточно хорошо рыхлит и перемешивает землю, вносит удобрения, компост, торф, улучшает структуру почвы для оптимального приёма воздуха, воды и питательных веществ. Применение МОТОКУЛЬТИВАТОРА возможно также на тяжёлых почвах, при обработке целинных участков, и, что немаловажно, использовать МОТОКУЛЬТИВАТОР можно при температуре от -3 до +40 градусов. Самый что ни на есть «РУССКИЙ» вариант! Из всех садовых инструментов МОТОКУЛЬТИВАТОР, пожалуй, наиболее практичен – обрабатывать землю можно почти в любое время года. Он пригодится и весной, во время посевной, и летом, и осенью, во время сборки урожая.

МОТОКУЛЬТИВАТОРЫ оснащаются ДВУХТАКТНЫМИ (CRAFTSMAN 29262, SUNGARDEN GT10, MTD YARD MACHINES121 ) и ЧЕТЫРЁХТАКТНЫМИ (в большинстве) двигателями.

А ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ МОТОКУЛЬТИВАТОР ОТ МОТОБЛОКА Специалисты пока не пришли к единой терминологии: то, что одни считают МОТОБЛОКОМ, другие называют КУЛЬТИВАТОРОМ, и наоборот. И хотя в России существует ГОСТ, в котором чётко прописано, что есть что, он уже устарел, — появились новые модели, не укладывающиеся в изложенную в нём схему классификации. Отличие МОТОКУЛЬТИВАТОРА от МОТОБЛОКА состоит в следующем: МОТОКУЛЬТИВАТОР – это законченное изделие, предназначенное для выполнения конкретной работы, а МОТОБЛОК – это привод, к которому можно подключить различное НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (в том числе и КУЛЬТИВАТОР). Но по функциям, выполняемым обоими видами техники, существенных различий не так много. Хотя МОТОБЛОК, безусловно, универсальнее. Так что выбор за потребителем.

Отзывы

Машина «сырая», сервис никакой, ремонт по гарантии — тянут резину. Перед тем как покупать убедись что поблизости нормальный сервис-центр имеется. Оглянуться не успеешь, как пригодится. Вот вроде бренд. Корея. А впечатление самое плохое. Только пустил первый раз, часик поработал на малых, дым пошел черный, как из паровоза. В выхлопной выстрелы, кожух синий пластиковый с надписью Хундай, который шкивы прикрывает, оплавился. Пропал ход. Двигатель заглох и не заводился… Звонил в сервис, вместо консультации стандартный ответ — привозите в офис, правда у нас ни документации, ни спецов. Ну, попробуем разобраться, но не раньше, чем через неделю. Заменил свечи на BOSCH, завелся. Но работает как-то «не ровно»… Может обойдется. Обкатка и все такое.

Евгений, г. Саратов

Не жалею о потраченных деньгах. Все может делать, и в саду у деревьев, и грядки помогает обрабатывать. Хочу попробовать окучник, и колеса добавить. Купил, но еще не пробовал.
А то, что пишут, что «сырая» разработка, так у плохого танцора всегда пол кривой.
Относительно сервиса, ничего сказать не могу, но пока, тьфу, тьфу не понадобился, думаю, и не понадобится. Особо про двигатель — мощный, тянет хоть куда. Сперва, попробовал две фрезы, ну, а потом — все четыре, так разницы и не почувствовал. Работает уверено. И с двумя, и с четырьмя. Плотный глинистый грунт берет легко, ну немного повозился, приспособился.

Алексей, г. Москва

Мой Hyundai T700 работает уже больше месяца. Рекомендую. Хорошая покупка. Особых недостатков не замечено. Лучше бы, конечно с задней передачей, можно, но подороже. Я считаю — конструкция проще — меньше поломок.

Михаил, г. Рязань

При правильном выборе мотокультиватор может стать незаменимым помощником при работе на земле. Правильный выбор — это, прежде всего выбор марки и производителя с учетом потребностей хозяйства, вытекающих из конкретного списка производимых работ с учетом размера участка и качества почвы и финансовых возможностей. Взятый впрок более мощный механизм может стать обузой, неспособной решить текущие задачи. Потраченные деньги, вместо плодотворной инвестиции, станут омертвленным капиталом, который всегда тормозит развитие и ведет к дополнительным непродуктивным затратам.

  • Максим Анатольевич Ермаков

Работа мультикультиватора

Основная работа мотокультиватора — рыхление почвы с помощью звездчатых фрез. В отличие от плуга, фреза не производит переворачивание почвенного пласта, что препятствует эрозии почвы и является более прогрессивным агротехническим методом обработки почвы. Управление мотокультиватором осуществляет человек, идущий за устройством, с помощью П-образной изогнутой конструкции с рукоятками управления.

На рукоятках управления смонтированы рукоять сцепления, переключатель передач хода, в том числе переднего и заднего. Наличие передачи заднего хода важно в тех случаях, когда фрезы «вязнут» на тяжелом участке плотной или каменистой почвы, для того, чтобы, подавая машину назад, избежать поломки фрезы и трансмиссии. Одновременно с рыхлением измельчаются корни сорных растений.

На ротор могут быть установлены и дисковые фрезы, которые могут копать канавку для посадки картошки и образовывать отвальную бровку, которую потом можно опять засыпать грунтом, поменяв левую и правую дисковые фрезы местами. С их же помощью легко нарезаются грядки.

Важнейшим элементом мотокультиватора является сошник. Это прямоугольный металлический стержень, смонтированный на раме за фрезами. Он выполняет тормозящие функции, которые заставляют фрезы углубляться в землю. Выставляя длину сошника, мы получаем возможность регулировать глубину реза фрезой земляного пласта. Кроме того, в случае установки двух сошников, они позволяют маневрировать, надавливая на правую или левую ручки управления.

Расход топлива

Бензобак мотокультиватора, как правило, рассчитан на 2 часа интенсивной непрерывной работы. Приведем примеры среднего расхода топлива (бензина) для ходовых мощностей двигателя различных типов мотокультиваторов. Данные являются ориентировочными и в зависимости от конкретной модели двигателя, нагрузки и режима работы могут отличаться в ту или иную сторону:

Мощность двигателя, л. с. Расход бензина, кг/час
4-х тактный 2-х тактный
3,5 0,9 1,5
3,7−5,0 0,9−1,0
6,0−7,0 2,1

Особо популярные марки

Россия производит следующие марки:

  • крот, крот-2;
  • фаворит;
  • лидер;
  • мастер;
  • нева.

Несколько слов о китайском производителе

Китай — страна небольших фермерских хозяйств, в которых мотокультиватор нашелсамое широкое применение. Она же является и производителем самых дешевых мотокультиваторов в мире. Однако машиностроение в Китае имеет целый ряд недостатков.

Прежде всего, Китай недавно начал производить свой собственный металл и качество его оставляет желать лучшего. Поэтому машины, в которых имеется большое количество металлических конструкций, уступают европейской, американской и японской продукции в отношении прочности и износоустойчивости металлических изделий, даже если это известные бренды и марки, произведенные под надзором материнских компаний. То же относится и к пластмассовым изделиям. Исключения составляют сборки из деталей, произведенных на западе и в Японии.

Особенно часто выходят из строя такие детали, иногда после одного сезона эксплуатации как:

  • кольца цилиндров;
  • пластмассовые зубчатые колеса передачи;
  • цепи;
  • вилки колес.

Очень часты случаи, когда крепеж в узле выполнен недобросовестно или крепление вообще забыли произвести.

Однако имеется большое количество мотокультиваторов произведенных неизвестными маленькими фирмами, которые, как правило, копируют устаревшие образцы известных марок. Специфика китайского производства такова, что авторское право и авторский надзор практически отсутствуют. Такие мотокультиваторы рассчитаны на постсоветский рынок потребителя сельскохозяйственных машин. Стоимость их в 2−3 раза ниже западных и японских аналогов. Китайское производство маскируется гордыми названиями на славянских и европейских языках, например Булат, Зубр, Вулкан, Аврора, Протон, Кентавр, Заря, Садко, Зирка, и пр.

Все сказанное не значит, что Китай не производит качественной продукции. В Китае существуют заводы выпускающие китайские бренды, продукция которых получила европейский стандарт качества. К таким заводам относится Chongqing Weima Agricultural Machinery Co Ltd. Продукция бренда Weima под маркой Scout успешно экспортируется в 50 стран мира. Однако цена ее выше цены безымянного ширпотреба.

Навесное оборудование

Картофелевыкапыватель, колёса, окучник

  • Лапы культиватора используют для подрезания сорняков, букетировки (прореживания растений) и рыхления почвы.
  • Окучники применяют для нарезки борозд на поливных полях, окучивания картофеля, капусты и др. с.-х. растений, уничтожения сорняков и засыпания их землёй.
  • Носок окучника разрезает и рыхлит почву, корпус и крылья поднимают её и отодвигают в стороны.
  • Игольчатые диски применяют (на культиваторах и вращающихся мотыгах) для разрушения корки, рыхления почвы в рядах растений и в защитных зонах.
  • Прополочные зубья предназначены для обработки защитных зон и междурядий.
  • Транспортировочные колеса большинства не-производственных мотокультиваторов не имеют привода от двигателя и предназначены только для перемещения машины по грунту.
  • Для того чтобы культиватор мог работать с окучником по рыхлой земле, есть специальные колеса-грунтозацепы.
  • Для лучшего заглубления штанги культиватор может быть снабжен балластным ящиком, вмещающим до 25 кг груза (песка или почвы), либо металлическими балластными грузами.

Практическая классификация

Принято разделять культиваторы личного пользования на три группы в зависимости от мощности и размеров участка грунта. Лёгкие мотокультиваторы с мощностью двигателя 1—2 л. с. подойдут на участках до 12 соток. Если в собственности от 6 до 20 соток, следует ориентироваться на средние культиваторы с двигателем 3—6 л.с. Мотоблоки средней тяжести (5—7 л.с.) надёжно отработают на участках 10—40 соток, а тяжёлые, с мощными двигателями 6—12 л.с. осилят площади, превышающие 30 соток.

Ссылки

  • Как выбрать культиватор или мотоблок // polesad


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *