Проигрыватель винила Радиотехника ЭП-101, небольшая модернизация

Проигрыватель винила Радиотехника ЭП-101, небольшая модернизация

(написано в самоизоляции)

Хотел я как-то быстро начать писать про свое новое-старое увлечение виниловыми пластинками, как процесс повествования перешел в какую-то ностальгию по детским годам и в итоге я вывалил целый пласт истории, так и не коснувшись собственно, проигрывателя Ария-102. Поэтому, предыдущий текст я вынес в отдельный материал под названием «Pro-Vinyl-sya. Немного истории из детства» и с невероятным облегчением продолжил писать что-то по теме.

Собственно, зачем надо было писать про все эти проигрыватели СССР из детства. Чтобы было понятно, как оно вообще все у меня в голове появилось. Был, по тем временам, приличный проигрыватель Ария 102, который я забрал у родителей (они его и не слушали) и с переездом, мне удалось воссоединиться со своей аудиотехникой, которую я после переезда в Москву, видел только летом, приезжая в самарскую квартиру, которая потом остаток года стояла пустая и ждала нового лета.

Полный размер

Моя старая аудио видео техника в Самаре

После переезда, вся техника из Самары, слилась с гитарами и прочей ерундой уже в Москве.

Полный размер

Старая техника на новом месте

Самым ценным, было наличие ресивера Yamaha RX-496-RDS, куда я смог подать сигнал с телевизора и впри просмотре фильмов появился нормальный звук. А еще у ресивера был вход Phono в который я и попробовал подключить проигрыватель Ария 102, благо он был даже с двумя головками.

Полный размер

Две головки ГЗМ 121 и ГЗМ — 155-1

Вот только одна беда, обе головки были со сломанными иголками.

Полный размер

Обе иглы сломаны

Поискал в продаже новые иголки к этим головкам, их продают барыги за 1500-3000р, что мне совсем не понравилось (у меня непеносимость таких вот торгашей, которые всякую оснастку к советским хоббийным станкам, радиолампы, грампластинки, предметы старины, устанавливая такие цены, что все желание покупать, пропадает полностью)

И я начал читать про эти головки, чтобы понять, что с ними делать, нужно ли читать иголки искать к ним или проще подобрать новую современную головку, благо их тоже продавали достаточно много за те же деньги.

Чтобы был выбор, пошел двумя путями. С одной стороны, я продолжал мониторить авито на предмет иголок к советским головкам, которые еще и не совместимы между собой по иголкам.

Ранее, я прочитал, что не стоит заморачиваться с восстановлением старых советских головок, а обратить внимание на бюджетные варианты замены, такие как Audio-technica AT-91 или Audio-technica AT-95E, что я и сделал, заказав на али китайскую Аudio-technica АТ 3600 и Audio-technica AT-95E на ибее.

Читая отзывы по советским головкам я нашел статью про ГЗМ 121 и там было немного про совместимые иглы, где мелькнуло название ГЗМ 105 и ГЗМ 005, которые я встречал на авито. В итоге, я поехал и купил у частника за 2тр, как потом выяснилось, не только иглу ГЗМ 005, а мне дали голову с держателем (шеллом), который к Арии 102 не подходил вообще, но пригодился потом. А вот саму голову хвалили, так что я ее и установил.

Полный размер

Установил новую голову ГЗМ 005

После установки головы, стало понятно, что я все еще не могу проигрывать пластинки, потому что выход на усилитель у Ария 102 был выполнен в виде 5 контактного разъема. Пришлось немного поработать паяльником и вывести новыми проводами 2 тюльпана.

Полный размер

Вывел два разъема для тюльпанов

А тем временем приехали мне еще две головы с али и ибея.

АТ 3600 за 900р

АТ 3600 приехала в пластиковой коробочке.

Полный размер

АТ 3600

С виду такая как на картинках, а на форумах заявлялось что АТ 3600 это аналог АТ 91.

Что касается АТ95Е, то ее упаковка была более интересная.

АТ95Е в коробке

В комплекте была инструкция, 2 комплекта винтов разной длины и круглые гайки.

Полный размерАТ95Е

Но так, как у меня уже была установлена советская головка ГЗМ 005, все приехавшие пока остались в своих коробочках, а я попробовал взлететь в аутентичном варианте ссср.

Полный размерВключил проигрыватель и задумался о настройке головки по весу.

Кроме того, чтобы просто включить проигрыватель, нужно было разобраться, как отрегулировать усилие нажатия иглы на пластинку с новой головой.

Полный размерНастройка веса и противоскатывания

Для компенсации веса головки в Ария 102 установлено 2 груза. Первый на дальней стороне тонарма, он большой круглый, на резьбе без надписей и насечек.

Второй в виде полой трубки, которая двигается по оси и насечки там размечены по 0.5 грамма, т.е. от нуля до 2 граммов. Антискейтинг передвигается дискретно, т.е. на оси есть проточки, за которые зацепляется грузик. Они тоже размечены аналогично тонарму.

Порядок действий простой. Ставим антискейтинг в самое ближнее к тонарму положение это 0. Потом ставим грузик точной подстройки на самое дальнее от иглы положение, это будет тоже 0. И вращением заднего круглого грузика, уравновешиваем иглу, чтобы она нашла максимально горизонтальное положение.

Надо сказазать, что Ария 102, это не очередной «кусок советского г.на», хоть она и стоит всего 1500-3000р на авито, причем иногда в рабочем состоянии с живой иголкой. Т.е. по цене иголки она стоит 🙂 Тонарм позволяет вести проигрывание пластинки с рекордно низкой прижимной силой, всего 0.3 грамма! Естественно, при наличии головки звукоснимателя с высокой податливостью. При условии, что тонармом не забивали гвозди в пол и при сборке на заводе не перетянули, не дотянули подпятники вертикальной оси ( в них установлены часовые агатовые камни), все будет работать превосходно. Аппарат с прямым приводом, никаких пассиков, разве что нет кварцевой стабилизации.( Но ее нет и у первых Technics SL-1200, которые являются чуть ли не «иконой стиля» у диджеев).

Уравновесив головку, добавляем усилие, указанное в ее паспорте от 0.75 до 2 граммов и потом выставляем антискейтинг от половины до полного прижимного веса головки. У меня грузик антискейтинга стоит на весе в 1 грамм, ничего не скатывается.

Полный размерНастройка оборотов

Далее мы настраиваем обороты по стробоскопу и на этом все. Что может быть проще.

Есть определенный перечень доработок этого проигрывателя, после чего он становится первым пропуском в мир винила, на минимальные деньги. И пусть низкая цена не смущает, аппарат вполне достойный. Единственный его косяк, отсутствие кварцевой стабилизации оборотов.

Конечно, почитав форумы можно плавно перейти от Ария 102 к другому венцу советского винилостроения, Арктур 006 и купив за 5-6тр вложить еще кучу усилий в него. Но в моем случае, Ария уже была в наличии и нужно было просто довести ее до ума, что я и сделал.

Но на этом не остановился и прослушав пачку старых винилов и выпив несколько литров виски, вернулся к вопросу о выборе проигрывателя. И в этот раз поднял ценовую планку на уровень 500$.

(продолжение следует)

Достался мне такой аппарат.

Состояние плохое. Но. Диск крутится, скорость держит. Диск сам по себе кривой, его бьёт. Ось диска установлена криво.
Головки нет. Штырек антискейтинга отломан.
Хочу купить недорого головку для него и сделать проигрыватель для прослушивания запиленного винила, коего у меня очень много. Крутить такой винил на основном проигрывателе жалко, дорогая головка изнашивается


Сильно с ним возиться не буду, он не стоит этого.
Но кое что сделаю…
Итак, поехали.


Ось подшипника диска стоит криво, крен налево. Из-за кривой штамповки панели ЭПУ. На оси шарик, просто лежит. Не потеряйте.
Откручиваем снизу три винта оси, подкладываем шайбы, выравниваем ось.
Для этого сначала выравниваем проигрыватель по уровню



Берём индикатор часового типа
Стойки для индикатора у меня нет, делаем ее из подручных материалов.
Делаем такой шаблон. Разметка через 20 градусов.
Ставим номера, вырезаем, приклеиваем на диск.
Ставим маркером метку на шпинделе возле риски 1. Размечаем точку установка ножки индикатора так, чтобы при прокручивании диска она проходила между отверстиями.
Ставим индикатор на белую линию и снимаем показания биения диска в 18 положениях диска на шпинделе. Данные заносим в таблицу.
Теперь понятно, что диск нужно класть на шпиндель только в одном положении. Вот как на фото. Красное и белое)))
Но это не все. И это биение (0.35 мм) будем минимизировать. Для этого самую высокую часть диска (а мы ее заметили при измерениях) переносим на внутреннюю часть диска и от нее прочерчиваем линию к центру диска…
Мне понадобилось наклеить два кусочка изоленты (конечно надо бы было синей, но нет в наличии), чтобы полностью убрать биение большого диска.
Я потратил время, но диск крутится ровно. Ещё потом задемпфирую его и проверю статическую балансировку. Но это потом, когда проигрыватель начнет играть.
Купил на мешке китайскую головку АТ-3600 L
2.08.2019
Для продолжения работ снизу на днище приклеиваем три технологические высокие ножки.
Опять выравниваем, очень тщательно проигрыватель по уровню. После этого кладем уровень на диск, вдоль и поперек, и видим, что ось диска стоит криво, даже безобразно криво.
Будем регулировать.
Для этого подкладываем шайбы между шасси и креплениями вала диска. Только не подумайте, что вам понадобятся прямо ШАЙБЫ. Нет. Это либо прокладочки из тонкой бронзы или тонкая алюминиевая фольга. Ее складываем в 2-3-4 слоя для окончательной доводки.
Результат всех работ — очень ровное, без биений, вращение диска проигрывателя строго в горизонтальной плоскости.
Тщательно вымываем шахту вала диска и саму ось. Удобно использовать ватные палочки. Переворачиваем промежуточный диск, наливаем в шахту до верха моторное масло (все тот же Castrol) и оставляем на сутки.🙃
5.08.2019
Сливаем масло, протираем, закладываем в шахту смазку Хадо , устанавливаем большой диск и включаем проигрыватель на приработку. На пару суток. Пусть крутится… Перед этим шприцом капнем пару капель масла (пока ту же синтетику от Castrol) сверху в ось двигателя. Им будем заниматься позже.
Делаю проигрыватель для себя. Мне от него требуется только хороший звук. Мне не надо автостопа, микролифта, 45 скорости, рычага включения диска. Поэтому сейчас приработается подшипник диска и я начну безжалостно обдирать вертушку и выбрасывать из нее все , что мне не нужно и мешает звуку.
6.08.2019
Уже через сутки работы подшипника с ремонтной смазкой люфта при покачивании диска за края практически не осталось. Промежуточный диск уже очень тяжело посадить на ось, мешает воздух, который не может выйти из-за высокой точности подшипника. Раньше этот диск залетал со свистом. Продолжаем приработку подшипника
7.08.2019
Подшипник полностью приработался,Все крутится бесшумно и легко. Люфтов нет. Даже снять малый диск проблема, при снятии образуется вакуум. Теперь надо будет вымыть эту смазку и помазать чем нибудь жиденьким. Может быть даже часовой синтетикой. Но это потом, посмотрю как будет звучать с разными маслами.
Начинаем все разбирать.
Тонарм весь кривой. Брррр
Все торчащие железки загибаем или отламываем.
Размечаем место под мотор.
Все оклеиваем виброизоляцией
Электроника.
Плату корректора я выбросил. С нормальным звуком он не совместим. Остаётся блок питания и блок управления мотором. Меняем электролиты на них (8 шт) , пропаиваем сомнительные места. На плате двигателя могут стоять конденсаторы МБМ, их надо поменять на плёночные. Сразу. Не думая.
Разбираем все…
Когда я снял и осмотрел тонарм, то понял, что сейчас не буду с ним возиться. Нет, конечно сделать можно все. Но у меня есть тонарм от Dual 701. Сейчас поставлю его. Родной же тонарм я может быть сделаю потом и он пойдет в другую вертушку. Но скорее всего эту гадость я продам на запчасти.
Утяжеляем основание. Использовал глиняную плитку, остатки от ремонта. Примеряем, нарезаем болгаркой. Диск, естественно, по камню.
Приклеиваем на толстый слой силикона
Швы заполняем герметиком.
Оклеиваем верхнюю панель.
Увеличил диаметр отверстия под базу тонарма. Выламываем пластмассовый буртик и выравниваем круглым напильником.
Полости в нижней крышке засыпаем дробью
И все замазал герметиком. Ушло 2 тюбика под пистолет. Нижнее основание готово. Очень тяжёлое и глухое.
Продолжение здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *